Рабочая программа по учебному предмету Геометрия 7 класс 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей
целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное
расположение, опирается на логическую, доказательную линию. Ценность изучения
геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся
учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения,
доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить
рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения.
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при
решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной
жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать
словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать
необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для
автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии.
При решении задач практического характера обучающийся учится строить
математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и
оценивать адекватность полученного результата.
Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими учебными предметами,
мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий,
демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее
ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат»
и «Теорема Пифагора».
Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания:
«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»,
«Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости»,
«Преобразования подобия».
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится в 7 классе – 68 часов (2 часа в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник.
Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии
в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота,
медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства
треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние
углы треугольника.

Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной,
теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к
отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение
окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в
угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания:
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих
позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия»
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных
сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6)
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиедействия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;



разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
 использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою
позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического
объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных
результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения
о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия

с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональныйинтеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное
расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию
задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин
отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни,
размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и
свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством
медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении
геометрических задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними
секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек
одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в
геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и
многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла
и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.

Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её
центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в
одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника
пересекаются в одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о
перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их
практический смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Для оценки достижения планируемых результатов используются контрольные
работы из следующих пособий:
- Математика. Геометрия: 7 класс: базовый уровень: самостоятельные и
контрольные работы: учебное пособие / М.А.Иченская. – 7 изд., перераб. – Москва:
Просвещение,2023.

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного предмета, и возможность использования по этой теме ЭОР или ЦОР, которые являются
учебно-методическими материалами.
7 КЛАСС
№
п/п

Раздел/
Темаурока

Простейшие геометрические фигуры
и их свойства. Измерение
геометрических величин.

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы/раздела

Дата
Электронные учебно-методические
материалы

План

14
Библиотека ЦОК

01.09

1

Простейшие геометрические объекты

1

2

Многоугольник, ломаная

1

3

Смежные и вертикальные углы

1

4

Смежные и вертикальные углы

1

5

Смежные и вертикальные углы

1

15.09

6

Смежные и вертикальные углы (Решение задач)

1

19.09

7

Смежные и вертикальные углы (Решение задач)

1

22.09

8

Смежные и вертикальные углы (решение задач)

1

26.09

9

Измерение линейных и угловых величин,
вычисление отрезков и углов (Сравнение
отрезков и углов)

https://m.edsoo.ru/8866b724

Библиотека ЦОК

05.09

https://m.edsoo.ru/8866cb6a

Библиотека ЦОК

08.09

https://m.edsoo.ru/8866c5c0

Библиотека ЦОК

12.09

https://m.edsoo.ru/8866c7be

29.09

1

Факт

10

Измерение линейных и угловых величин,
вычисление отрезков и углов(Сравнение
отрезков и углов)

11

Измерение линейных и угловых величин,
вычисление отрезков и углов (Измерение
углов)

1

12

Измерение линейных и угловых величин,
вычисление отрезков и углов(Измерение углов)

1

13

Периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников

1

14

Периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников

1

Треугольники

1

Библиотека ЦОК

03.10

https://m.edsoo.ru/8866c3ea
06.10

10.10
13.10
17.10

22

15

Понятие о равных треугольниках и первичные
представления о равных фигурах

1

16

Три признака равенства треугольников
(Треугольник, 1 признак)

1

17

Три признака равенства треугольников (1
признак)

1

18

Три признака равенства треугольников (2
признак)

1

19

Три признака равенства треугольников (2
признак)

1

20

Три признака равенства треугольников (3
признак)

1

21

Три признака равенства треугольников (3
признак)

1

Библиотека ЦОК

20.10

https://m.edsoo.ru/8866ce80

Библиотека ЦОК

24.10

https://m.edsoo.ru/8866d1fa

Библиотека ЦОК

27.10

https://m.edsoo.ru/8866d34e

Библиотека ЦОК

07.11

https://m.edsoo.ru/8866e01e
10.11
14.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e88e

17.11

22

Признаки равенства прямоугольных
треугольников

1

23

Признаки равенства прямоугольных
треугольников

1

24

Свойство медианы прямоугольного
треугольника, проведённой к гипотенузе

1

25

Свойство медианы прямоугольного
треугольника, проведённой к гипотенузе

1

26

Равнобедренные и равносторонние
треугольники

1

27

Признаки и свойства равнобедренного
треугольника

1

28

Признаки и свойства равнобедренного
треугольника

1

29

Признаки и свойства равнобедренного
треугольника

1

30

Неравенства в геометрии

1

31

Неравенства в геометрии (неравенство
треугольника)

1

32

Неравенства в геометрии(неравенство
треугольника)

1

33

Неравенства в геометрии(неравенство
треугольника)

1

34

Прямоугольный треугольник с углом в 30°

1

35

Прямоугольный треугольник с углом в 30°

1

36

Контрольная работа по теме
"Треугольники"

1

21.11
24.11

Библиотека ЦОК

28.11

https://m.edsoo.ru/8866e9ec
01.12

Библиотека ЦОК

05.12

https://m.edsoo.ru/8866d6fa

Библиотека ЦОК

08.12

https://m.edsoo.ru/8866d880

Библиотека ЦОК

12.12

https://m.edsoo.ru/8866d880

Библиотека ЦОК

15.12

https://m.edsoo.ru/8866e26c
19.12

Библиотека ЦОК

22.12

https://m.edsoo.ru/8866e3a2
26.12
29.12

Библиотека ЦОК

09.01

https://m.edsoo.ru/8866eb22
12.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ecbc

16.01

Параллельные прямые, сумма углов
треугольника

14

37

Параллельные прямые, ихсвойства

1

38

Пятый постулат Евклида

1

39

Накрест лежащие, соответственные и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых секущей

40

Накрест лежащие, соответственные и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых секущей
(Признаки параллельности двух прямых)

41

Накрест лежащие, соответственные и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых
секущей(Признаки параллельности двух
прямых)

42

Накрест лежащие, соответственные и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых
секущей(Признаки параллельности двух
прямых)

43

Накрест лежащие, соответственные и
односторонние углы, образованные при
пересечении параллельных прямых секущей
(Практические способы построения
параллельных прямых)

1

44

Признак параллельности прямых через

1

1

Библиотека ЦОК

19.01

https://m.edsoo.ru/8866ef64
23.01

Библиотека ЦОК

26.01

https://m.edsoo.ru/8866f086
30.01

1

02.02

1

06.02

1

09.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f3b0

13.02

равенство расстояний от точек одной прямой до
второй прямой
45

Признак параллельности прямых через
равенство расстояний от точек одной прямой до
второй прямой

1

46

Сумма углов треугольника

1

47

Сумма углов треугольника

1

48

Внешние углы треугольника

1

49

Внешние углы треугольника

1

50

Контрольная работа по теме
"Параллельные прямые, сумма углов
треугольника"

Окружность и круг. Геометрические
построения.

16.02

1

Библиотека ЦОК

20.02

https://m.edsoo.ru/8866f630

Библиотека ЦОК

27.02

https://m.edsoo.ru/8866f8ba

Библиотека ЦОК

01.03

https://m.edsoo.ru/8866fa5e
05.03

Библиотека ЦОК

08.03

https://m.edsoo.ru/8866fe6e

14
Библиотека ЦОК

12.03

51

Окружность, хорды и диаметр, их свойства

1

52

Касательная к окружности

1

53

Окружность, вписанная в угол

1

19.03

54

Окружность, вписанная в угол

1

22.03

55

Понятие о ГМТ, применение в задачах

1

56

Понятие о ГМТ, применение в задачах

1

57

Биссектриса и серединный перпендикуляр как

1

https://m.edsoo.ru/88670800

Библиотека ЦОК

15.03

https://m.edsoo.ru/88670e9a

Библиотека ЦОК

02.04

https://m.edsoo.ru/8867013e

Библиотека ЦОК

05.04

https://m.edsoo.ru/88670508
09.04

геометрические места точек
58

Окружность, описанная около треугольника

1

59

Окружность, описанная около треугольника

1

60

Окружность, вписанная в треугольник

1

61

Окружность, вписанная в треугольник

1

62

Простейшие задачи на построение

1

63

Простейшие задачи на построение

1

64

Контрольная работа по теме "Окружность
и круг. Геометрические построения"

1

Повторение, обобщение знаний

4

65

66

Повторение и обобщение знаний основных
понятий и методов курса 7 класса (Простейшие
геометрические фигуры)
Контрольная работа на промежуточной
аттестации

67

Повторение и обобщение знаний основных
понятий и методов курса 7 класса
(Треугольники)

68

Повторение и обобщение знаний основных
понятий и методов курса 7 класса (Окружность
и круг)

1

1

Библиотека ЦОК

12.04

https://m.edsoo.ru/88670a62
16.04

Библиотека ЦОК

19.04

https://m.edsoo.ru/8867103e
23.04

Библиотека ЦОК

26.04

https://m.edsoo.ru/88671188

Библиотека ЦОК

03.05

https://m.edsoo.ru/886712d2

Библиотека ЦОК

07.05

https://m.edsoo.ru/88671462

Библиотека ЦОК

14.05

https://m.edsoo.ru/886715b6

Библиотека ЦОК

17.05

https://m.edsoo.ru/886716ec
21.05

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886719bc

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».