РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5А, 6А КЛАССЫ. 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:
 предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по
предмету;
 позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий
трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых
контрольных работ;
 различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению
интереса к предмету;
 рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического
мышления обучающихся;
 создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только
обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким
уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой
в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые
хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют
задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно
поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе,
помогают решить задачи:
 Привитие интереса к математическим знаниям;
 Развитие математического кругозора;
 Привитие навыков самостоятельной работы;
 Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
 Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной
школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование
базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности,
достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей
ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных
умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на
формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч.
функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 КЛАСС
 Арифметические операции с целыми числами.
 Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
 Решение уравнений.
 Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
 Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
 Нахождение части числа и числа по его части.
 Решение задач на проценты.
 Решение заданий на вычисление и построение на местности.
 Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
 Решение задач разных типов.
 Решение задач функциональной математической грамотности;
 Решение заданий, вариантов ВПР.
6 КЛАСС
 Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными и
десятичными дробями;
 Нахождение части числа и числа по его части;
 Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
 Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
 Модуль числа;
 Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных
чисел;
 Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами;
 Несложные логические задачи;
 Задачи на проценты, задачи практического содержания;
 Геометрические представления при решении практических задач;
 Геометрические построения;
 Задачи на логическое мышление, умение проводить математические
рассуждения;
 Решение задач функциональной математической грамотности;
 Решение заданий, вариантов ВПР.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
4













оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные
и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в
фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
5





















проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического
объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать
процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
Регулятивные универсальные учебные действия



Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
6






Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить
ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».
2) Оперировать понятием «десятичная дробь».
3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений.
5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три
величины, выделять эти величины и отношения между ними.
6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с
использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать
алгоритмы выполнения действий.
7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом
рассуждений.
8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной
грамотности школьников).
6 класс
1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами.
9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
7

11) Применять геометрические представления при решении практических
задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.
13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной
математической грамотности школьников).

8

III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
5 КЛАСС
№п/
п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема урока

Количест-во
часов,
отводимых
на освоение
темы

Арифметические операции с целыми
числами. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Чтение и преобразование
информации, представленной в виде
таблиц, графиков
Решение уравнений. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Решение задач разных типов (на
покупки, работу, движение)
Обыкновенные дроби.
Арифметические операции с
дробными числами
Десятичные дроби. Арифметические
операции с дробными числами
Нахождение части числа и числа по
его части. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Решение задач на проценты
Решение заданий на вычисление и
построение на местности
Решение заданий на прямоугольный
параллелепипед, куб, шар
Решение задач функциональной
математической грамотности
Решение задач разных типов

3

Решение вариантов ВПР
ИТОГО

4
34

3
3
3
2

Электронные
учебнометодические
материалы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
/7f4131ce

Дата
проведения
План

Факт

Банк
заданий
Института
стратегии
развития
образования:
http://skiv.instrao.
ru/bankzadaniy/matemati
cheskayagramotnost/

2
2

2
2
2
2
4

6 КЛАСС
9

№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема урока

Колво
часов

Арифметические действия с
обыкновенными и десятичными
дробями. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Нахождение части числа и числа по его
части. Решение задач функциональной
математической грамотности
Оценивание размеров реальных
объектов окружающего мира
Извлечение информации,
представленной в таблицах, на
диаграммах
Модуль числа. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Сравнение обыкновенных дробей,
десятичных дробей и смешанных чисел
Нахождение значения арифметического
выражения с обыкновенными дробями
и смешанными числами
Арифметические действия с
положительными и отрицательными
числами
Несложные логические задачи. Решение
задач функциональной математической
грамотности
Задачи на проценты, задачи
практического содержания
Геометрические представления при
решении практических задач
Геометрические построения

2

Задачи на логическое мышление,
умение проводить математические
рассуждения
Решение задач функциональной
математической грамотности
Решение вариантов ВПР
ИТОГО

2

Электронные
учебнометодические
материалы
Библиотека ЦОК

Дата
План

Факт

https://m.edsoo.ru/7
f414736

2
2
2
2

Банк
заданий
Института
стратегии
развития
образования:
http://skiv.instrao.
ru/bankzadaniy/matemati
cheskayagramotnost/

2
2
2
2
2
2
2

4
4
34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».