ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу: предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету; позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ; различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету; рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся; создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи: Привитие интереса к математическим знаниям; Развитие математического кругозора; Привитие навыков самостоятельной работы; Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции; Показать связь математики с жизнью. В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях. Основные цели и задачи реализации содержания курса: Цели: - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на формирование функциональной грамотности; - углубление и расширение знаний учащихся. Задачи: - формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч. функциональной математической грамотности; - расширить сферу математических знаний учащихся; - подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР; - приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами; - создать положительную мотивацию обучения математике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Арифметические операции с целыми числами. Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц. Решение уравнений. Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение). Дроби. Арифметические операции с дробными числами. Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты. Решение заданий на вычисление и построение на местности. Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Решение задач разных типов. Решение задач функциональной математической грамотности; Решение заданий, вариантов ВПР. 6 КЛАСС Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными и десятичными дробями; Нахождение части числа и числа по его части; Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира; Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах; Модуль числа; Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел; Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами; Несложные логические задачи; Задачи на проценты, задачи практического содержания; Геометрические представления при решении практических задач; Геометрические построения; Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения; Решение задач функциональной математической грамотности; Решение заданий, вариантов ВПР. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 3 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и 4 оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; 5 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. 6 Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс 1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь». 2) Оперировать понятием «десятичная дробь». 3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. 4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений. 5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними. 6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий. 7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений. 8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. 9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар. 10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях. 11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной грамотности школьников). 6 класс 1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь. 2) Находить часть числа и число по его части. 3) Владеть понятием десятичная дробь. 4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. 5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах. 6) Оперировать понятием модуль числа. 7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа. 8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами. 9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях. 10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания. 7 11) Применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений. 12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения. 13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной математической грамотности школьников). 8 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ 5 КЛАСС №п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема урока Количест-во часов, отводимых на освоение темы Арифметические операции с целыми числами. Решение задач функциональной математической грамотности Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, графиков Решение уравнений. Решение задач функциональной математической грамотности Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение) Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности Решение задач на проценты Решение заданий на вычисление и построение на местности Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар Решение задач функциональной математической грамотности Решение задач разных типов 3 Решение вариантов ВПР ИТОГО 4 34 3 3 3 2 Электронные учебнометодические материалы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /7f4131ce Дата проведения План Факт Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao. ru/bankzadaniy/matemati cheskayagramotnost/ 2 2 2 2 2 2 4 6 КЛАСС 9 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема урока Колво часов Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач функциональной математической грамотности Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах Модуль числа. Решение задач функциональной математической грамотности Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами Арифметические действия с положительными и отрицательными числами Несложные логические задачи. Решение задач функциональной математической грамотности Задачи на проценты, задачи практического содержания Геометрические представления при решении практических задач Геометрические построения 2 Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения Решение задач функциональной математической грамотности Решение вариантов ВПР ИТОГО 2 Электронные учебнометодические материалы Библиотека ЦОК Дата План Факт https://m.edsoo.ru/7 f414736 2 2 2 2 Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao. ru/bankzadaniy/matemati cheskayagramotnost/ 2 2 2 2 2 2 2 4 4 34 10