программа по физике 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского
воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и
волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям
российских учёных в области физики и технике; 3) духовно-нравственного
воспитания: сформированность нравственного сознания, этического
поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том
числе в деятельности учёного; осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: эстетическое
отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего
физической науке; 5) трудового воспитания: интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и
техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к
образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей
жизни; 6) экологического воспитания: сформированность экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе

знания целей устойчивого развития человечества; Расширение опыта
деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний
по физике; 7) ценности научного познания: сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в
процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические
действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых физических явлениях; разрабатывать план
решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть
научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической
науки; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области физики, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску Федеральная рабочая программа методов решения
задач физического содержания, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать
полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том
числе при изучении физики; давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретённый опыт; уметь переносить знания по физике в практическую
область жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных
предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками
получения информации физического содержания из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и

интерпретацию информации различных видов и форм представления;
оценивать достоверность информации; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности; создавать тексты
физического содержания в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации. Коммуникативные универсальные учебные
действия: осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной
деятельности; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого
члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые
проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным. Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи; самостоятельно составлять план
решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической
работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного
предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать на себя ответственность за решение; оценивать
приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению
эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать
оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других
при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои

недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при
анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на
ошибки. В процессе достижения личностных результатов освоения
программы по физике для уровня среднего общего образования у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность: самосознания, включающего
способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к
сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство
физической картины мира; учитывать границы применения изученных
физических моделей: точечный электрический заряд, луч света, точечный
источник света, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при
решении физических задач; распознавать физические явления (процессы) и
объяснять их на основе законов электродинамики и квантовой физики:
электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное
действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция,
действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение
света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация
света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое
давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная
и искусственная радиоактивность; описывать изученные свойства вещества
(электрические, магнитные, оптические, электрическую проводимость
различных сред) и электромагнитные явления (процессы), используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов,

электродвижущая сила, работа тока, индукция магнитного поля, сила
Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и
магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном контуре,
заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами; описывать изученные квантовые явления и процессы,
используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина
волны и частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада,
энергия связи атомных ядер, при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы, указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины; анализировать
физические процессы и явления, используя физические законы и принципы:
закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения
проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон
прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы
преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон
сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора,
закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку
закона, его математическое выражение и условия (границы, области)
применимости; определять направление вектора индукции магнитного поля
проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать
изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой; выполнять
эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с
использованием прямых, и косвенных измерений: при этом формулировать
проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из
предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы
оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости физических
величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических
величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования; соблюдать правила безопасного труда при проведении
исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и
проектной деятельности с использованием измерительных устройств и
лабораторного оборудования; решать расчётные задачи с явно заданной
физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе
анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические

величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
оценивать реальность полученного значения физической величины; решать
качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические
явления; использовать при решении учебных задач современные
информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации
и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из
различных источников, критически анализировать получаемую информацию;
объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств,
различать условия их безопасного использования в повседневной жизни;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в
развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие
техники и технологий; использовать теоретические знания по физике в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; работать в
группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность
в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется
содержанием федеральной рабочей программы по физике и разрабатывается
на основе УНИВЕРСАЛЬНОГО КОДИФИКАТОРА распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания по физике , расположенном на сайте ФИПИ.
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/2419599013

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
Раздел 4. Электродинамика Тема 3. Магнитное поле. Электромагнитная
индукция Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции
магнитных полей. Линии магнитной индукции. Картина линий магнитной
индукции поля постоянных магнитов. Магнитное поле проводника с током.
Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и
замкнутого кольцевого проводника, катушки с током. Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с током. Сила Ампера, её модуль и

направление. Сила Лоренца, её модуль и направление. Движение заряженной
частицы в однородном магнитном поле. Работа силы Лоренца. Явление
электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции.
Электродвижущая сила индукции. Закон электромагнитной индукции
Фарадея. Вихревое электрическое поле. Электродвижущая сила индукции в
проводнике, движущемся поступательно в однородном магнитном поле.
Правило Ленца. Индуктивность. Явление самоиндукции. Электродвижущая
сила самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током.
Электромагнитное поле. Технические устройства и практическое
применение: постоянные магниты, электромагниты, электродвигатель,
ускорители элементарных частиц, индукционная печь. Демонстрации Опыт
Эрстеда. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Линии
индукции магнитного поля. Взаимодействие двух проводников с током. Сила
Ампера. Действие силы Лоренца на ионы электролита. Явление
электромагнитной индукции. Правило Ленца. Зависимость электродвижущей
силы индукции от скорости изменения магнитного потока. Явление
самоиндукции. Ученический эксперимент, лабораторные работы Изучение
магнитного поля катушки с током. Исследование действия постоянного
магнита на рамку с током. Исследование явления электромагнитной
индукции. Раздел 5. Колебания и волны Тема 1. Механические и
электромагнитные колебания Колебательная система. Свободные
механические колебания. Гармонические колебания. Период, частота,
амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический
маятник. Уравнение гармонических колебаний. Превращение энергии при
гармонических колебаниях. Колебательный контур. Свободные
электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Аналогия
между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула
Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном колебательном
контуре.Представление о затухающих колебаниях. Вынужденные
механические колебания. Резонанс. Вынужденные электромагнитные
колебания. Переменный ток. Синусоидальный переменный ток. Мощность
переменного тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и
напряжения. Трансформатор. Производство, передача и потребление
электрической энергии. Экологические риски при производстве
электроэнергии. Культура использования электроэнергии в повседневной
жизни. Технические устройства и практическое применение: электрический
звонок, генератор переменного тока, линии электропередач. Демонстрации
Исследование параметров колебательной системы (пружинный или
математический маятник). Наблюдение затухающих колебаний.
Исследование свойств вынужденных колебаний. Наблюдение резонанса.
Свободные электромагнитные колебания. Осциллограммы (зависимости
силы тока и напряжения от времени) для электромагнитных колебаний.

Резонанс при последовательном соединении резистора, катушки
индуктивности и конденсатора. Модель линии электропередачи.
Ученический эксперимент, лабораторные работы Исследование зависимости
периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза.
Исследование переменного тока в цепи из последовательно соединённых
конденсатора, катушки и резистора. Тема 2. Механические и
электромагнитные волны Механические волны, условия распространения.
Период. Скорость распространения и длина волны. Поперечные и
продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн. Звук.
Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука.
Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн.
Взаимная ориентация векторов E, B, v в электромагнитной волне. Свойства
электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция,
интерференция. Скорость электромагнитных волн. Шкала электромагнитных
волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту. Принципы
радиосвязи и телевидения. Радиолокация. Электромагнитное загрязнение
окружающей среды. Технические устройства и практическое применение:
музыкальные инструменты, ультразвуковая диагностика в технике и
медицине, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь.
Демонстрации Образование и распространение поперечных и продольных
волн. Колеблющееся тело как источник звука. Наблюдение отражения и
преломления механических волн. Наблюдение интерференции и дифракции
механических волн. Звуковой резонанс. Наблюдение связи громкости звука и
высоты тона с амплитудой и частотой колебаний. Исследование свойств
электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция,
интерференция. Тема 3. Оптика Геометрическая оптика. Прямолинейное
распространение света в однородной среде. Луч света. Точечный источник
света. Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в
плоском зеркале. Преломление света. Законы преломления света.
Абсолютный показатель преломления. Полное внутреннее отражение.
Предельный угол полного внутреннего отражения. Дисперсия света.
Сложный состав белого света. Цвет. Собирающие и рассеивающие линзы.
Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы.
Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Формула
тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Пределы применимости
геометрической оптики. Волновая оптика. Интерференция света.
Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в
интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников.
Дифракция света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных
максимумов при падении монохроматического света на дифракционную
решётку. Поляризация света. Технические устройства и практическое
применение: очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп,

телескоп, волоконная оптика, дифракционная решётка, поляроид.
Демонстрации Прямолинейное распространение, отражение и преломление
света. Оптические приборы. Полное внутреннее отражение. Модель
световода. Исследование свойств изображений в линзах. Модели
микроскопа, телескопа. Наблюдение интерференции света. Наблюдение
дифракции света. Наблюдение дисперсии света. Получение спектра с
помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
Наблюдение поляризации света. Ученический эксперимент, лабораторные
работы Измерение показателя преломления стекла. Исследование свойств
изображений в линзах. Наблюдение дисперсии света. Раздел 6. Основы
специальной теории относительности Границы применимости классической
механики. Постулаты специальной теории относительности: инвариантность
модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна.
Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение
длины. Энергия и импульс релятивистской частицы. Связь массы с энергией
и импульсом релятивистской частицы. Энергия покоя. Раздел 7. Квантовая
физика Тема 1. Элементы квантовой оптики Фотоны. Формула Планка связи
энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона. Открытие и
исследование фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта.
Давление света. Опыты П.Н. Лебедева. Химическое действие света.
Технические устройства и практическое применение: фотоэлемент,
фотодатчик, солнечная батарея, светодиод. Демонстрации Фотоэффект на
установке с цинковой пластиной. Исследование законов внешнего
фотоэффекта. Светодиод. Солнечная батарея. Тема 2. Строение атома
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц.
Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение
фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Виды
спектров. Спектр уровней энергии атома водорода. Волновые свойства
частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Спонтанное и
вынужденное излучение. Технические устройства и практическое
применение: спектральный анализ (спектроскоп), лазер, квантовый
компьютер.Демонстрации Модель опыта Резерфорда. Определение длины
волны лазера. Наблюдение линейчатых спектров излучения. Лазер.
Ученический эксперимент, лабораторные работы Наблюдение линейчатого
спектра. Тема 3. Атомное ядро Эксперименты, доказывающие сложность
строения ядра. Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда по
определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-,
гамма-излучения. Влияние радиоактивности на живые организмы. Открытие
протона и нейтрона. Нуклонная модель ядра Гейзенберга– Иваненко. Заряд
ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Альфа-распад. Электронный и
позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного распада.

Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Экологические аспекты
ядерной энергетики. Элементарные частицы. Открытие позитрона. Методы
наблюдения и регистрации элементарных частиц. Фундаментальные
взаимодействия. Единство физической картины мира. Технические
устройства и практическое применение: дозиметр, камера Вильсона, ядерный
реактор, атомная бомба. Демонстрации Счётчик ионизирующих частиц.
Ученический эксперимент, лабораторные работы Исследование треков
частиц (по готовым фотографиям). Раздел 8. Элементы астрономии и
астрофизики Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое
значение астрономии. Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты,
их видимое движение. Солнечная система. Солнце. Солнечная активность.
Источник энергии Солнца и звёзд. Звёзды, их основные характеристики.
Диаграмма «спектральный класс – светимость». Звёзды главной
последовательности. Зависимость «масса – светимость» для звёзд главной
последовательности. Внутреннее строение звёзд. Современные
представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни
звёзд. Млечный Путь – наша Галактика. Положение и движение Солнца в
Галактике. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Чёрные дыры в ядрах
галактик. Федеральная рабочая программа | Физика. 10–11 классы (базовый
уровень) 19 Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание
галактик. Теория Большого взрыва. Реликтовое излучение. Масштабная
структура Вселенной. Метагалактика. Нерешённые проблемы астрономии.
Ученические наблюдения Наблюдения невооружённым глазом с
использованием компьютерных приложений для определения положения
небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия Северного
полушария и яркие звёзды. Наблюдения в телескоп Луны, планет, Млечного
Пути. Обобщающее повторение Роль физики и астрономии в экономической,
технологической, социальной и этической сферах деятельности человека,
роль и место физики и астрономии в современной научной картине мира,
роль физической теории в формировании представлений о физической
картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных
естественно-научных представлений о природе.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№

Тема урока
Всего

Характеристики
основных видов
учебной
деятельности

план

факт

1

Постоянные магниты и их
взаимодействие. Магнитное
поле. Вектор магнитной
индукции. Линии магнитной
индукции

1

2

Магнитное поле проводника с
током. Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников
с током

1

3

Лабораторная работа
«Изучение магнитного поля
катушки с током» ПВР
Международный день
распространения
грамотности;

1

4

Действие магнитного поля на
проводник с током. Сила
Ампера. Лабораторная работа
«Исследование действия
постоянного магнита на рамку
с током»

1

5

Действие магнитного поля на
движущуюся заряженную
частицу. Сила Лоренца.
Работа силы Лоренца

1

6

Электромагнитная индукция.
Поток вектора магнитной
индукции. ЭДС индукции.
Закон электромагнитной
индукции Фарадея

1

7

Лабораторная работа
«Исследование явления
электромагнитной индукции»

1

8

Индуктивность. Явление
самоиндукции. ЭДС
самоиндукции. Энергия
магнитного поля катушки с
током. Электромагнитное
поле

1

9

Технические устройства и их
применение: постоянные
магниты, электромагниты,
электродвигатель, ускорители
элементарных частиц,

1

Проведение
эксперимента:
изучение
магнитного поля
катушки с током;
исследование
действия
постоянного
магнита на рамку с
током;
исследование
явления
электромагнитной
индукции. Оценка
абсолютных и
относительных
погрешностей
измерений
физических
величин.
Объяснение
принципов
действия и условий
безопасного
применения
постоянных
магнитов,
электромагнитов,
электродвигателя,
ускорителей
элементарных
частиц,
индукционной
печи. Решение
расчётных задач на
применение
формул темы
«Магнитное поле.
Электромагнитная
индукция».
Решение
качественных
задач с опорой на
изученные законы,
закономерности и

индукционная печь
10

Обобщающий урок
«Магнитное поле.
Электромагнитная индукция»

1

11

Контрольная работа по теме
«Магнитное поле.
Электромагнитная индукция»

1

12

Свободные механические
колебания. Гармонические
колебания. Уравнение
гармонических колебаний.
Превращение энергии

1

13

Лабораторная работа
«Исследование зависимости
периода малых колебаний
груза на нити от длины нити и
массы груза»

1

14

Колебательный контур.
Свободные электромагнитные
колебания в идеальном
колебательном контуре.
Аналогия между
механическими и
электромагнитными
колебаниями

1

15

Формула Томсона. Закон
сохранения энергии в
идеальном колебательном
контуре

1

16

Представление о затухающих
колебаниях. Вынужденные
механические колебания.
Резонанс. Вынужденные
электромагнитные колебания

1

17

Переменный ток.
Синусоидальный переменный
ток. Мощность переменного
тока. Амплитудное и

1

физические
явления темы
«Магнитное поле.
Электромагнитная
индукция».
Определение
направления
вектора индукции
магнитного поля
проводника с
током, силы
Ампера и силы
Лоренца.
Исследование
параметров
колебательной
системы – периода,
частоты,
амплитуды и фазы
колебаний
(пружинный и/или
математический
маятник).
Наблюдение
затухающих
колебаний.
Исследование
свойств
вынужденных
колебаний.
Наблюдение
резонанса.
Проведение
эксперимента:
исследование
зависимости
периода малых
колебаний груза на
нити от длины
нити и массы
груза;
исследование
переменного тока в
цепи из

действующее значение силы
тока и напряжения

18

Трансформатор.
Производство, передача и
потребление электрической
энергии

1

19

Устройство и практическое
применение электрического
звонка, генератора
переменного тока, линий
электропередач

1

20

Экологические риски при
производстве электроэнергии.
Культура использования
электроэнергии в
повседневной жизни

1

21

Механические волны, условия
распространения. Период.
Скорость распространения и
длина волны. Поперечные и
продольные волны

1

22

Звук. Скорость звука.
Громкость звука. Высота
тона. Тембр звука

1

23

Электромагнитные волны, их
свойства и скорость. Шкала
электромагнитных волн

1

24

Принципы радиосвязи и
телевидения. Развитие
средств связи. Радиолокация

1

25

Контрольная работа
«Колебания и волны»

1

последовательно
соединённых
конденсатора,
катушки и
резистора. Оценка
абсолютных и
относительных
погрешностей
измерений
физических
величин.
Объяснение
принципов
действия и условий
безопасного
применения
электрического
звонка, генератора
переменного тока,
линий
электропередач.
Изучение
образования и
распространения
поперечных и
продольных волн.
Наблюдение
отражения и
преломления,
интерференции и
дифракции
механических
волн. Наблюдение
связи громкости
звука и высоты
тона с амплитудой
и частотой
колебаний,
звукового
резонанса.
Исследование
свойств
электромагнитных
волн: отражение,
преломление,

поляризация,
дифракция,
интерференция.

26

Прямолинейное
распространение света в
однородной среде. Точечный
источник света. Луч света

1

27

Отражение света. Законы
отражения света. Построение
изображений в плоском
зеркале

1

28

Преломление света. Полное
внутреннее отражение.
Предельный угол полного
внутреннего отражения

1

29

Лабораторная работа
«Измерение показателя
преломления стекла»

1

30

Линзы. Построение
изображений в линзе.
Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы

1

31

Лабораторная работа
«Исследование свойств
изображений в линзах»

1

32

Дисперсия света. Сложный
состав белого света. Цвет.
Лабораторная работа
«Наблюдение дисперсии
света»

1

33

Интерференция света.
Дифракция света.
Дифракционная решётка

1

34

Поперечность световых волн.
Поляризация света

1

35

Оптические приборы и
устройства и условия их
безопасного применения

1

Изучение явления
полного
внутреннего
отражения, его
применения в
световоде.
Изучение моделей
микроскопа,
телескопа.
Получение спектра
с помощью призмы
и дифракционной
решётки.
Измерение
показателя
преломления
стекла.
Исследование
свойств
изображений в
линзах.
Объяснение
принципов
действия и условий
безопасного
применения очков,
лупы,
фотоаппарата,
проекционного
аппарата,
микроскопа,
телескопа,
волоконной
оптики,
дифракционной
решётки,
поляроида.
Решение
расчётных задач с
явно заданной
физической
моделью с

использованием
основных законов
и формул
геометрической
оптики.
Построение и
описание
изображения,
создаваемого
плоским зеркалом,
тонкой линзой.
Рассмотрение
пределов
применимости
геометрической
оптики

36

Границы применимости
классической механики.
Постулаты специальной
теории относительности

1

37

Относительность
одновременности. Замедление
времени и сокращение длины

1

38

Энергия и импульс
релятивистской частицы.
Связь массы с энергией и
импульсом. Энергия покоя

1

39

Контрольная работа «Оптика.
Основы специальной теории
относительности»

1

40

Фотоны. Формула Планка.
Энергия и импульс фотона

1

41

Открытие и исследование
фотоэффекта. Опыты А. Г.
Столетова ПВР День
российской науки

1

42

Законы фотоэффекта.
Уравнение Эйнштейна для

1

Решение
качественных
задач с опорой на
изученные
постулаты СТО.
Использование
информационных
технологий для
поиска,
структурирования,
интерпретации и
представления
информации при
подготовке
сообщений о
границах
применимости
классической
механики и
основах СТО
Наблюдение
фотоэффекта на
установке с
цинковой
пластиной.
Исследование
законов внешнего
фотоэффекта.

фотоэффекта. «Красная
граница» фотоэффекта
43

Давление света. Опыты П. Н.
Лебедева. Химическое
действие света

1

44

Технические устройства и
практическое применение:
фотоэлемент, фотодатчик,
солнечная батарея, светодиод

1

45

Решение задач по теме
«Элементы квантовой
оптики»

1

46

Модель атома Томсона.
Опыты Резерфорда по
рассеянию α-частиц.
Планетарная модель атома

1

47

Постулаты Бора

1

48

Излучение и поглощение
фотонов при переходе атома с
одного уровня энергии на
другой. Виды спектров

1

49

Волновые свойства частиц.
Волны де Бройля.
Корпускулярно-волновой
дуализм. Спонтанное и
вынужденное излучение

50

Открытие радиоактивности.
Опыты Резерфорда по
определению состава
радиоактивного излучения

1

1

ПВР неделя естественно-научной
грамотности

51

Свойства альфа-, бета-,

1

Объяснение
основных
принципов
действия
технических
устройств, таких
как: фотоэлемент,
фотодатчик,
солнечная батарея,
светодиод; и
условий их
безопасного
применения в
практической
жизни. Решение
расчётных задач с
явно заданной
физической
моделью с
использованием
основных законов
и формул
квантовой оптики.
Решение
качественных
задач с опорой на
изученные законы,
закономерности
квантовой оптики.
Распознавание
физических
явлений в учебных
опытах:
Изучение модели
опыта Резерфорда.
Проведение
эксперимента по
наблюдению
линейчатого
спектра. Оценка
абсолютных и
относительных
погрешностей
измерений
физических

гамма-излучения. Влияние
радиоактивности на живые
организмы

52

Открытие протона и
нейтрона. Изотопы. Альфараспад. Электронный и
позитронный бета-распад.
Гамма-излучение

53

Энергия связи нуклонов в
ядре. Ядерные реакции.
Ядерный реактор. Проблемы,
перспективы, экологические
аспекты ядерной энергетики

1

54

Элементарные частицы.
Открытие позитрона. Методы
наблюдения и регистрации
элементарных частиц.
Круглый стол
«Фундаментальные
взаимодействия. Единство
физической картины мира»

1

55

Вид звёздного неба.
Созвездия, яркие звёзды,
планеты, их видимое
движение. Солнечная система

1

56

Солнце. Солнечная
активность. Источник энергии

1

1

величин. Изучение
модели атома:
Томсона,
планетарной
модели атома,
модели атома Бора.
Изучение спектра
уровней энергии
атома водорода.
Объяснение
принципов
действия и условий
безопасного
применения
спектроскопа,
лазера, квантового
компьютера.
Решение
качественных
задач с опорой на
изученные законы,
закономерности и
физические
явления по теме
«Строение атома»
Подготовка
сообщений об
этапах развития
астрономии, о
прикладном и
мировоззренческом
значении
астрономии, о
методах получения
научных
астрономических
знаний, открытиях
в современной
астрономии.
Изучение
современных
представлений о
происхождении и
эволюции Солнца

Солнца и звёзд

57

Звёзды, их основные
характеристики. Звёзды
главной последовательности.
Внутреннее строение звёзд.
Современные представления
о происхождении и эволюции
Солнца и звёзд ПВР День
космонавтики

1

58

Млечный Путь — наша
Галактика. Положение и
движение Солнца в
Галактике. Галактики. Чёрные
дыры в ядрах галактик

1

59

Вселенная. Разбегание
галактик. Теория Большого
взрыва. Реликтовое
излучение. Метагалактика

1

60

Нерешенные проблемы
астрономии

1

61

Контрольная работа
«Элементы астрономии и
астрофизики»

1

и звёзд. Изучение
типов галактик,
радиогалактик и
квазаров. Изучение
движения
небесных тел,
эволюции звёзд и
Вселенной,
процессов,
происходящих в
звёздах, в звёздных
системах, в
межгалактической
среде, масштабной
структуры
Вселенной̆.
Объяснение
расширения
Вселенной на
основе закона
Хаббла.
Подготовка к
обсуждению
нерешенных
проблем
астрономии.
Проведение
наблюдений
невооружённым
глазом с
использованием
компьютерных
приложений для
определения
положения
небесных объектов
на конкретную
дату: основные
созвездия
Северного
полушария и яркие
звёзды.
Проведение
наблюдений в
телескоп Луны,

планет, Млечного
Пути. Участие в
дискуссии о
нерешенных
проблемах
астрономии

62

Обобщающий урок. Роль
физики и астрономии в
экономической,
технологической, социальной
и этической сферах
деятельности человека

1

63

Обобщающий урок. Роль и
место физики и астрономии в
современной научной картине
мира

1

64

Обобщающий урок. Роль
физической теории в
формировании представлений
о физической картине мира

1

65

Обобщающий урок. Место
физической картины мира в
общем ряду современных
естественно-научных
представлений о природе

1

66

Повторение по теме
Магнитное поле.
Электромагнитная индукция

1

67

Повторение по теме Оптика.
Основы специальной теории
относительности

1

68

Повторение по теме
Квантовая физика. Элементы
астрономии и астрофизики

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

Участие в
дискуссии о роли
физики и
астрономии в
различных сферах
деятельности
человека.
Подготовка
сообщений о месте
физической
картины мира в
ряду современных
представлений о
природе.
Выполнение
учебных заданий,
демонстрирующих
освоение основных
понятий,
физических
величин и законов
курса физики 10–
11 классов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».