программа по физике 8-9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физики на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных­физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых
и этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
осознание важности морально­этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания
мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
5)формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте,
на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права у другого человека;

6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно­следственные связи при изучении физических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической
задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ

и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта).
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или
в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и
молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела,
насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя
энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд, электрическое
поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача
(теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие
зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем
мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и
капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца,
замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное
поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное
сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства (признаки) физических явлений;

описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное
сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока), при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и
единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, строить графики изученных
зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества,
принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда,
закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения энергии,
при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое
выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико­ориентированного характера: выявлять причинноследственные связи,
строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2
изученных свойства физических явлений, физических законов или
закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать
законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать
полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов, используя описание исследования, выделять проверяемое
предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования,
делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических

свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма,
температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета
излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды
от температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля
на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя
постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать
выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности
воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и
датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом
заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой
с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника
от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока):
планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов,
гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической
энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы

(примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель
постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы
по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр,
гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять
схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете,
на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно­популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования
информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе
публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:

использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория,
относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая),
трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки, центр тяжести,
абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие, механические
колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные волны, шкала
электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания
и поглощения, альфа­, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное
движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение,
колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс,
волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение
и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света
в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная
радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое
явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире
(в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет
Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков
животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел,
оптические явления в природе, биологическое действие видимого,
ультрафиолетового и рентгеновского излучений, естественный радиоактивный
фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов, действие
радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном
движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила
упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела,
импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела,

поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины,
кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний,
длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель
преломления среды), при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;

характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения
импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового
и массового чисел при ядерных реакциях, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико­ориентированного характера: выявлять причинноследственные связи,
строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3
изученных свойства физических явлений, физических законов или
закономерностей;
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений),
используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или
избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической
величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов, используя описание исследования, выделять проверяемое
предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования,
делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии,
зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости

пружины и независимость от амплитуды малых колебаний, прямолинейное
распространение света, разложение белого света в спектр, изучение свойств
изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей
линзе, наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно
собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать ход опыта и
его результаты, формулировать выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее
значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы),
обосновывать выбор способа измерения (измерительного прибора);
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении
без начальной скорости, периода колебаний математического маятника от длины
нити, зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления
от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и
ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения,
жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и
мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников,
оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения,
собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя
предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать
полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза,
планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения,
расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические

световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания
о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических
устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении
учебно­практических задач, оптические схемы для построения изображений
в плоском зеркале и собирающей линзе;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения
достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных источников;
использовать при выполнении учебных заданий научно­популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования
информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе
информации из нескольких источников физического содержания, публично
представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела
физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей
аудитории сверстников.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием
федеральной рабочей программы по физике и разрабатывается на основе
УНИВЕРСАЛЬНОГО КОДИФИКАТОРА распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания по физике , расположенном на сайте ФИПИ.
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/241959901-3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Раздел 6. Тепловые явления
Основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества.
Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения
молекулярно­кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твёрдых тел на основе положений молекулярно­кинетической теории. Смачивание
и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и
совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и
тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание
кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и
конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования.
Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые
двигатели и защита окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации
Наблюдение броуновского движения.
Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
Наблюдение теплового расширения тел.
Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или
охлаждении.

Правила измерения температуры.
Виды теплопередачи.
Охлаждение при совершении работы.
Нагревание при совершении работы внешними силами.
Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
Наблюдение кипения.
Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых
тел.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и
нагревания или охлаждения.
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости
в термометрической трубке от температуры.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи
и работы внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей
воды.
Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене
с нагретым металлическим цилиндром.
Определение удельной теплоёмкости вещества.
Исследование процесса испарения.
Определение относительной влажности воздуха.
Определение удельной теплоты плавления льда.
Раздел 7. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел
от величины зарядов и расстояния между телами).

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.
Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического
заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники
постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое,
магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление
проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электрические
цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное
поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда
Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного
тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и
на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции
на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
Устройство и действие электроскопа.
Электростатическая индукция.
Закон сохранения электрических зарядов.
Проводники и диэлектрики.
Моделирование силовых линий электрического поля.
Источники постоянного тока.
Действия электрического тока.

Электрический ток в жидкости.
Газовый разряд.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение электрического напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Исследование явления электромагнитной индукции.
Опыты Фарадея.
Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.
Электрогенератор постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.
Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор,
от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении
двух резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.
Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку,

от напряжения на ней.
Определение КПД нагревателя.
Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и
разделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки
с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Конструирование и изучение работы электродвигателя.
Измерение КПД электродвигательной установки.
Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование
изменений значения и направления индукционного тока.
9 КЛАСС
Раздел 8. Механические явления
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.
Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное
движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная
скорость тела при неравномерном движении.
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение.
Опыты Галилея.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Принцип суперпозиции сил.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила
трения покоя, другие виды трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения.
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и
перегрузки.
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие
твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.

Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения.
Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью
земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая энергия. Теорема
о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно
разных тел отсчёта.
Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения.
Исследование признаков равноускоренного движения.
Наблюдение движения тела по окружности.
Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта
«Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета
физики.
Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы.
Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел.
Изменение веса тела при ускоренном движении.
Передача импульса при взаимодействии тел.
Преобразования энергии при взаимодействии тел.
Сохранение импульса при неупругом взаимодействии.
Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии.
Наблюдение реактивного движения.
Сохранение механической энергии при свободном падении.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием
пружины.
Лабораторные работы и опыты
Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного движения
шарика или тележки.
Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика
по наклонной плоскости.

Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной
плоскости.
Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении
без начальной скорости.
Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной
скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки
времени одинаковы.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального
давления.
Определение коэффициента трения скольжения.
Определение жёсткости пружины.
Определение работы силы трения при равномерном движении тела
по горизонтальной поверхности.
Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием
неподвижного и подвижного блоков.
Изучение закона сохранения энергии.
Раздел 9. Механические колебания и волны
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период,
частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение
энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические
волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина
волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле,
сейсмические волны.
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и
ультразвук.
Демонстрации
Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости.
Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине.
Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса.
Распространение продольных и поперечных волн (на модели).
Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.

Акустический резонанс.
Лабораторные работы и опыты
Определение частоты и периода колебаний математического маятника.
Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза
от длины нити.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника
от массы груза.
Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити,
от массы груза.
Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного
маятника от массы груза и жёсткости пружины.
Измерение ускорения свободного падения.
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование
электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.
Демонстрации
Свойства электромагнитных волн.
Волновые свойства света.
Лабораторные работы и опыты
Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Раздел 11. Световые явления
Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение
света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон
отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее
отражение света. Использование полного внутреннего отражения в оптических
световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и
телескопа. Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.

Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных
цветов. Дисперсия света.
Демонстрации
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.
Преломление света.
Оптический световод.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.
Модель глаза.
Разложение белого света в спектр.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.
Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения
на границе «воздух–стекло».
Получение изображений с помощью собирающей линзы
Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
Опыты по разложению белого света в спектр.
Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые
фильтры.
Раздел 12. Квантовые явления
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора.
Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.
Радиоактивность. Альфа­, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра.
Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период
полураспада атомных ядер.
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия

связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер.
Источники энергии Солнца и звёзд.
Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые
организмы.
Демонстрации
Спектры излучения и поглощения.
Спектры различных газов.
Спектр водорода.
Наблюдение треков в камере Вильсона.
Работа счётчика ионизирующих излучений.
Регистрация излучения природных минералов и продуктов.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.
Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути
(по фотографиям).
Измерение радиоактивного фона.
Повторительно-обобщающий модуль
Повторительно­обобщающий модуль предназначен для систематизации и
обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого
при изучении всего курса физики, а также для подготовки к основному
государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный
предмет.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды
деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и
метапредметных планируемых результатов обучения, формируется
естественно­научная грамотность: освоение научных методов исследования
явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления
применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и
экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт
того, что обучающиеся выполняют задания, в которых им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические

явления в окружающей природе и повседневной жизни;
использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе
для проверки гипотез и получения теоретических выводов;
объяснять научные основы наиболее важных достижений современных
технологий, например, практического использования различных источников
энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов
энергии.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
8 класс

№
п/п

1

2

3

4

Тема урока с
учетом рабочей
программы
восптания

Количество
часов

Характеристики
основных видов учебной
деятельности

Основные
положения
молекулярнокинетической
теории и их
опытные
подтверждения
Масса и размер
атомов и молекул
Модели твёрдого,
жидкого и
газообразного
состояний
вещества
Объяснение
свойств твёрдого,
жидкого и
газообразного
состояний
вещества на
основе положений
молекулярнокинетической

1

Наблюдение и
интерпретация опытов,
свидетельствующих об
атомно-молекулярном
строении вещества:
опыты с растворением
различных веществ в
воде. Решение задач по
оцениванию количества
атомов или молекул в
единице объёма вещества.
Анализ текста древних
атомистов (например,
фрагмента поэмы
Лукреция «О природе
вещей») с изложением
обоснований атомной
гипотезы (смысловое
чтение). Оценка
убедительности этих
обоснований. Объяснение
броуновского движения,
явления диффузии и

1
1

1

план

факт

5

6

теории
Кристаллические и
аморфные тела
ПВР
Международный
день
распространения
грамотности;
Смачивание и
капиллярность.
Поверхностное
натяжение

1

1

1

7

Тепловое
расширение и
сжатие

различий между ними на
основе положений
молекулярнокинетической теории
строения вещества.
Объяснение основных
различий в строении
газов, жидкостей и
твёрдых тел с
использованием
положений
молекулярнокинетической
теории строения
вещества. Проведение
опытов по выращиванию
кристаллов поваренной
соли или сахара.
Проведение и объяснение
опытов,
демонстрирующих
капиллярные явления и
явление смачивания.
Объяснение роли
капиллярных явлений для
поступления воды в
организм растений.
Наблюдение, проведение
и объяснение опытов по
наблюдению теплового
расширения газов,
жидкостей и твёрдых тел.
Объяснение сохранения
объёма твёрдых тел,
текучести жидкости (в
том числе, разницы в
текучести для разных
жидкостей), давления
газа. Проведение опытов,
демонстрирующих
зависимость давления
воздуха от его объёма и
нагревания или
охлаждения, и их
объяснение на основе
атомно-молекулярного
учения. Анализ
практических ситуаций,
связанных со свойствами

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Температура.
Связь температуры
со скоростью
теплового
движения частиц
Внутренняя
энергия. Способы
изменения
внутренней
энергии
Виды
теплопередачи
Урок-конференция
"Практическое
использование
тепловых свойств
веществ и
материалов в
целях
энергосбережения"
Количество
теплоты. Удельная
теплоемкость
Уравнение
теплового баланса.
Теплообмен и
тепловое
равновесие
Лабораторная
работа
"Исследование
явления
теплообмена при
смешивании
холодной и
горячей воды"
Расчет количества
теплоты,
необходимого для
нагревания тела и
выделяемого им
при охлаждении
Лабораторная
работа
"Определение

1

1

1
1

1

1

1

1

1

газов, жидкостей и
твёрдых тел
Обоснование правил
измерения температуры.
Сравнение различных
способов измерения и
шкал температуры.
Наблюдение и объяснение
опытов,
демонстрирующих
изменение внутренней
энергии тела в результате
теплопередачи и работы
внешних сил. Наблюдение
и объяснение опытов,
обсуждение практических
ситуаций,
демонстрирующих
различные виды
теплопередачи:
теплопроводность,
конвекцию, излучение.
Исследование явления
теплообмена при
смешивании холодной и
горячей воды.
Наблюдение
установления теплового
равновесия между горячей
и холодной водой.
Определение (измерение)
количества теплоты,
полученного водой при
теплообмене с нагретым
металлическим
цилиндром. Определение
(измерение) удельной
теплоёмкости вещества.
Решение задач, связанных
с вычислением количества
теплоты и теплоёмкости
при теплообмене. Анализ
ситуаций практического
использования тепловых
свойств веществ и
материалов, например, в
целях энергосбережения:
теплоизоляция,

17

18

19

20

21

22

23

24

25

удельной
теплоемкости
вещества"
Энергия топлива.
Удельная теплота
сгорания
Плавление и
отвердевание
кристаллических
тел. Удельная
теплота плавления
Лабораторная
работа
"Определение
удельной теплоты
плавления льда"
Парообразование и
конденсация.
Испарение
Кипение. Удельная
теплота
парообразования и
конденсации.
Зависимость
температуры
кипения от
атмосферного
давления
Влажность
воздуха.
Лабораторная
работа
"Определение
относительной
влажности
воздуха"
Решение задач на
определение
влажности воздуха
Принципы работы
тепловых
двигателей̆.
Паровая турбина.
Двигатель
внутреннего
сгорания
КПД теплового

1

1

1

1

1

1

1

1

1

энергосберегающие
крыши,
термоаккумуляторы и т. д.
Наблюдение явлений
испарения и конденсации.
Исследование процесса
испарения различных
жидкостей. Объяснение
явлений испарения и
конденсации на основе
атомно- молекулярного
учения. Наблюдение и
объяснение процесса
кипения, в том числе
зависимости температуры
кипения от давления.
Определение (измерение)
относительной влажности
воздуха. Наблюдение
процесса плавления
кристаллического
вещества, например, льда.
Сравнение процессов
плавления
кристаллических тел и
размягчения при
нагревании аморфных тел.
Определение (измерение)
удельной теплоты
плавления льда.
Объяснение явлений
плавления и
кристаллизации на основе
атомномолекулярного
учения. Решение задач,
связанных с вычислением
количества теплоты в
процессах теплопередачи
при плавлении и
кристаллизации,
испарении и конденсации.
Анализ ситуаций
практического
применения явлений
плавления и
кристаллизации,
например, получение
сверхчистых материалов,

26

27

28

29

30

31

32

двигателя.
Тепловые
двигатели и
защита
окружающей̆
среды
Закон сохранения
и превращения
энергии в
тепловых
процессах
Подготовка к
контрольной
работе по теме
"Тепловые
явления.
Изменение
агрегатных
состояний
вещества"
Контрольная
работа по теме
"Тепловые
явления.
Изменение
агрегатных
состояний
вещества"
Электризация тел.
Два рода
электрических
зарядов
Урокисследование
"Электризация тел
индукцией и при
соприкосновении"
Взаимодействие
заряженных тел.
Закон Кулона
Электрическое
поле.
Напряженность
электрического
поля. Принцип
суперпозиции
электрических

1

1

солевая грелка и др.
Анализ работы и
объяснение принципа
действия теплового
двигателя. Вычисление
количества теплоты
выделяющегося при
сгорании различных
видов топлива, и КПД
двигателя. Обсуждение
экологических
последствий
использования двигателей
внутреннего сгорания,
тепловых и
гидроэлектростанций

1

1

1

1

1

Наблюдение и проведение
опытов по электризации
тел при соприкосновении
и индукцией. Наблюдение
и объяснение
взаимодействия
одноимённо и
разноимённо заряженных
тел. Объяснение принципа
действия электроскопа.
Объяснение явлений
электризации при
соприкосновении тел и
индукцией с
использованием знаний о
носителях электрических
зарядов в веществе.
Распознавание и
объяснение явлений

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

полей
Носители
электрических
зарядов.
Элементарный
заряд. Строение
атома
Проводники и
диэлектрики.
Закон сохранения
электрического
заряда
Решение задач на
применение
свойств
электрических
зарядов
Электрический
ток, условия его
существования.
Источники
электрического
тока
Действия
электрического
тока
Урокисследование
"Действие
электрического
поля на
проводники и
диэлектрики"
Электрический ток
в металлах,
жидкостях и газах
Электрическая
цепь и её
составные части
Сила тока.
Лабораторная
работа "Измерение
и регулирование
силы тока"
ПВР День
российской науки
Электрическое

1

1

1

электризации в
повседневной жизни.
Наблюдение и объяснение
опытов, иллюстрирующих
закон сохранения
электрического заряда.
Наблюдение опытов по
моделированию силовых
линий электрического
поля. Исследование
действия электрического
поля на проводники и
диэлектрики

1

1

1

1

1

1

1

Наблюдение различных
видов действия
электрического тока и
обнаружение этих видов
действия в повседневной
жизни. Наблюдение
возникновения газового
разряда и электрического
тока в жидкости Сборка и
испытание электрической
цепи постоянного тока.
Измерение силы тока
амперметром. Измерение
электрического
напряжения вольтметром.
Проведение и объяснение
опытов,
демонстрирующих
зависимость
электрического
сопротивления
проводника от его длины,
площади поперечного
сечения и материала.

43

44

45

46

47

48

напряжение.
Вольтметр.
Лабораторная
работа "Измерение
и регулирование
напряжения"
Сопротивление
проводника.
Удельное
сопротивление
вещества
Лабораторная
работа
"Зависимость
электрического
сопротивления
проводника от его
длины, площади
поперечного
сечения и
материала"
Зависимость силы
тока от
напряжения. Закон
Ома для участка
цепи
Лабораторная
работа
"Исследование
зависимости силы
тока, идущего
через резистор, от
сопротивления
резистора и
напряжения на
резисторе"
Последовательное
и параллельное
соединения
проводников
Лабораторная
работа "Проверка
правила сложения
напряжений при
последовательном
соединении двух
резисторов"

1

1

1

1

1

1

Исследование
зависимости силы тока,
протекающего через
резистор, от
сопротивления резистора
и напряжения на
резисторе. Проверка
правила сложения
напряжений при
последовательном
соединении двух
резисторов. Проверка
правила для силы тока
при параллельном
соединении резисторов.
Анализ ситуаций
последовательного и
параллельного
соединения проводников
в домашних
электрических сетях.
Решение задач с
использованием закона
Ома и формул расчёта
электрического
сопротивления при
последовательном и
параллельном соединении
проводников.
Определение работы
электрического тока,
протекающего через
резистор. Определение
мощности электрического
тока, выделяемой на
резисторе. Исследование
зависимости силы тока
через лампочку от
напряжения на ней.
Определение КПД
нагревателя.
Исследование
преобразования энергии
при подъёме груза
электродвигателем.
Объяснение устройства и
принципа действия
домашних

49

50

51

52

53

54

55

Лабораторная
работа "Проверка
правила для силы
тока при
параллельном
соединении
резисторов"
Решение задач на
применение закона
Ома для
различного
соединения
проводников
Работа и мощность
электрического
тока. Закон
Джоуля-Ленца
Лабораторная
работа
"Определение
работы и
мощности
электрического
тока"
Электрические
цепи и
потребители
электрической
энергии в быту.
Короткое
замыкание
ПВР неделя
естесвеннонаучной
грамотности
Подготовка к
контрольной
работе по теме
"Электрические
заряды.
Заряженные тела и
их
взаимодействия.
Постоянный
электрический
ток"
Контрольная
работа по теме

1

1

1

1

1

1

1

электронагревательных
приборов. Объяснение
причин короткого
замыкания и принципа
действия плавких
предохранителей.
Решение задач с
использованием закона
Джоуля–Ленца

56

57

58

"Электрические
заряды.
Заряженные тела и
их
взаимодействия.
Постоянный
электрический
ток"
Постоянные
магниты, их
взаимодействие
Урокисследование
"Изучение полей
постоянных
магнитов"
Магнитное поле.
Магнитное поле
Земли и его
значение для
жизни на Земле

1

1

1

ПВР День
комонавтики

59

60

61

Опыт Эрстеда.
Магнитное поле
электрического
тока Магнитное
поле катушки с
током
Применение
электромагнитов в
технике.
Лабораторная
работа "Изучение
действия
магнитного поля
на проводник с
током"
Электродвигатель
постоянного тока.
Использование
электродвигателей̆
в технических
устройствах и на
транспорте.
Лабораторная
работа

1

1

1

Исследование магнитного
взаимодействия
постоянных магнитов.
Изучение магнитного
поля постоянных
магнитов при их
объединении и
разделении. Исследование
магнитного
взаимодействия
постоянных магнитов.
Изучение магнитного
поля постоянных
магнитов при их
объединении и
разделении. Проведение
опытов по визуализации
поля постоянных
магнитов. Изучение
явления намагничивания
вещества. Исследование
действия электрического
тока на магнитную
стрелку. Проведение
опытов,
демонстрирующих
зависимость силы
взаимодействия катушки с
током и магнита от силы и
направления тока в
катушке. Анализ ситуаций

"Конструирование
и изучение работы
электродвигателя"
Опыты Фарадея.
Закон
62
электромагнитной
индукции.
Правило Ленца
Электрогенератор.
Способы
получения
электрической̆
63
энергии.
Электростанции на
возобновляемых
источниках
энергии
Подготовка к
контрольной
работе по теме
64
"Электрические и
магнитные
явления"
Контрольная
работа по теме
65
"Электрические и
магнитные
явления"
Работа с текстами
66
по теме "Тепловые
явления"
Работа с текстами
по теме
67
"Постоянный
электрический
ток"
Контрольная
работа на
68
промежуточной
аттестации.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

9 класс

1

1

1

1

1

1

1

68

практического
применения
электромагнитов (в
бытовых технических
устройствах,
промышленности,
медицине). Изучение
действия магнитного поля
на проводник с током.
Изучение действия
электродвигателя.
Измерение КПД
электродвигательной
установки. Распознавание
и анализ различных
применений
электродвигателей
(транспорт, бытовые
устройства и др.)
Опыты по исследованию
явления
электромагнитной
индукции: исследование
изменений значения и
направления
индукционного тока

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема урока с учетом
рабочей программы
воспитания

Количество
часов

Механическое
движение.
Материальная точка
Система отсчета.
Относительность
механического
движения
Равномерное
прямолинейное
движение
Неравномерное
прямолинейное
движение. Средняя и
мгновенная скорость
Прямолинейное
равноускоренное
движение. Ускорение
Скорость
прямолинейного
равноускоренного
движения. График
скорости ПВР
Международный день
распространения
грамотности;
Лабораторная работа
"Определение
ускорения тела при
равноускоренном
движении по
наклонной плоскости"
Свободное падение
тел. Опыты Галилея
Равномерное движение
по окружности.
Период и частота
обращения. Линейная
и угловая скорости

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
10

Центростремительное
ускорение

Характеристика
Основных видов
учебной
деятельности
Анализ и
обсуждение
различных
примеров
механического
движения.
Обсуждение границ
применимости
модели
«материальная
точка». Описание
механического
движения
различными
способами
(уравнение, таблица,
график). Анализ
жизненных
ситуаций, в которых
проявляется
относительность
механического
движения.
Наблюдение
механического
движения тела
относительно
разных тел отсчёта.
Сравнение путей и
траекторий
движения одного и
того же тела
относительно
разных тел отсчёта.
Анализ текста
Галилея об
относительности
движения;
выполнение заданий
по тексту
(смысловое чтение).
Определение
средней скорости
скольжения бруска

план

факт

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21

22

Первый закон
Ньютона. Вектор силы
Второй закон Ньютона.
Равнодействующая
сила
Третий закон Ньютона.
Суперпозиция сил
Решение задач на
применение законов
Ньютона
Сила упругости. Закон
Гука
Решение задач по теме
«Сила упругости»
Лабораторная работа
«Определение
жесткости пружины»
Сила трения
Решение задач по теме
«Сила трения»
Лабораторная работа
"Определение
коэффициента трения
скольжения"
Решение задач по теме
"Законы Ньютона.
Сила упругости. Сила
трения"
Сила тяжести и закон
всемирного тяготения.
Ускорение свободного
падения

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

или движения
шарика по
наклонной
плоскости. Анализ и
обсуждение
способов
приближённого
определения
мгновенной
скорости.
Определение
скорости
равномерного
движения
Наблюдение и
обсуждение опытов
с движением тела
при уменьшении
влияния других тел,
препятствующих
движению. Анализ
текста Галилея с
описанием
мысленного
эксперимента,
обосновывающего
закон инерции;
выполнение заданий
по тексту
(смысловое чтение).
Обсуждение
возможности
выполнения закона
инерции в
различных системах
отсчёта.
Наблюдение и
обсуждение
механических
явлений.
Действия с
векторами сил:
выполнение заданий
по сложению и
вычитанию
векторов.
Наблюдение и/или

23

24

25

26

27
28

29

30

31

32

33
34
35

Урок-конференция
"Движение тел вокруг
гравитационного
центра (Солнечная
система). Галактики"
Решение задач по теме
"Сила тяжести и закон
всемирного тяготения"
Первая космическая
скорость. Невесомость
и перегрузки
Равновесие
материальной̆ точки.
Абсолютно твёрдое
тело. Равновесие
твёрдого тела с
закреплённой̆ осью
вращения
Момент силы. Центр
тяжести
Решение задач по теме
"Момент силы. Центр
тяжести"
Подготовка к
контрольной работе по
теме "Механическое
движение.
Взаимодействие тел"
Контрольная работа по
теме "Механическое
движение.
Взаимодействие тел"
Импульс тела.
Импульс силы. Закон
сохранения импульса.
Упругое и неупругое
взаимодействие
Решение задач по теме
"Закон сохранения
импульса"
Урок-конференция
"Реактивное движение
в природе и технике"
Механическая работа и
мощность
Работа силы тяжести,

1

1

1

1

1
1

1

проведение опытов,
демонстрирующих
зависимость
ускорения тела от
приложенной к
нему силы и массы
тела. Анализ и
объяснение явлений
с использованием
второго закона
Ньютона.
Анализ условий
возникновения
невесомости и
перегрузки. Решение
задач на определение
веса тела в различных
условиях.
Анализ сил,
действующих на
тело, покоящееся на
опоре. Определение
центра тяжести
различных тел

1

1

1

1

1
1

Наблюдение и
обсуждение опытов,
демонстрирующих
передачу импульса
при взаимодействии
тел, закон
сохранения
импульса при
абсолютно упругом
и неупругом
взаимодействии тел.
Анализ ситуаций в
окружающей жизни
с использованием

36

37

38
39
40

41

42

43

44

45

46

47

силы упругости и силы
трения
Лабораторная работа
«Определение работы
силы трения при
равномерном
движении тела по
горизонтальной
поверхности»
Связь энергии и
работы.
Потенциальная
энергия
Кинетическая энергия.
Теорема о
кинетической энергии
Закон сохранения
энергии в механике
Лабораторная работа
«Изучение закона
сохранения энергии»
Колебательное
движение и его
характеристики
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания. Резонанс
Математический и
пружинный маятники
Урок-исследование
«Зависимость периода
колебаний от
жесткости пружины и
массы груза»
Превращение энергии
при механических
колебаниях
Лабораторная работа
«Определение частоты
и периода колебаний
пружинного маятника»
Лабораторная работа
«Проверка
независимости периода
колебаний груза,

1

1

1

закона сохранения
импульса.
Распознавание
явления
реактивного
движения в природе
и технике.
Применение закона
сохранения
импульса
Решение задач с
использованием
закона сохранения
механической
энергии

1
1

1

1

1
1

1

1

1

Наблюдение
колебаний под
действием сил
тяжести и упругости
и обнаружение
подобных
колебаний в
окружающем мире.
Анализ колебаний
груза на нити и на
пружине.
Определение
частоты колебаний
математического и
пружинного
маятников.
Решение задач,
связанных с
вычислением или
оценкой частоты
(периода) колебаний
Измерение
ускорения
свободного падения

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57
58

подвешенного к нити,
от массы груза»
Механические волны.
Свойства
механических волн.
Продольные и
поперечные волны
Урок-конференция
"Механические волны
в твёрдом теле.
Сейсмические волны"
Звук. Распространение
и отражение звука
Урок-исследование
"Наблюдение
зависимости высоты
звука от частоты"
Громкость звука и
высота тона.
Акустический
резонанс
Урок-конференция
"Ультразвук и
инфразвук в природе и
технике" ПВР День
российской науки
Подготовка к
контрольной работе по
теме "Законы
сохранения.
Механические
колебания и волны"

1

1

1
1

1

1

1

Контрольная работа по
теме "Законы
сохранения.
Механические
колебания и волны"

1

Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны
Свойства
электромагнитных
волн
Урок-конференция
"Шкала

1

1

1

Обнаружение и
анализ волновых
явлений в
окружающем мире.
Наблюдение
распространения
продольных и
поперечных волн
(на модели) и
обнаружение
аналогичных видов
волн в природе
(звук, волны на
воде). Вычисление
длины волны и
скорости
распространения
звуковых волн.
Экспериментальное
определение границ
частоты слышимых
звуковых
колебаний.
Анализ
оригинального
текста,
посвящённого
использованию
звука (или
ультразвука) в
технике
(эхолокация,
ультразвук в
медицине и др.);
выполнение заданий
по тексту
(смысловое чтение)
Построение
рассуждений,
обосновывающих
взаимосвязь
электрического и
магнитного полей.
Экспериментальное
изучение свойств
электромагнитных

59

60

61

62

63

64

65

66

электромагнитных
волн. Использование
электромагнитных
волн для сотовой
связи"
Урок-исследование
"Изучение свойств
электромагнитных
волн с помощью
мобильного телефона"
Решение задач на
определение частоты и
длины
электромагнитной
волны
Электромагнитная
природа света.
Скорость света.
Волновые свойства
света
Источники света.
Прямолинейное
распространение света.
Затмения Солнца и
Луны ПВР неделя
естесвеннонаучной
грамотности
Закон отражения света.
Зеркала. Решение задач
на применение закона
отражения света
Преломление света.
Закон преломления
света
Полное внутреннее
отражение света.
Использование
полного внутреннего
отражения в
оптических световодах
Лабораторная работа
"Исследование
зависимости угла
преломления светового
луча от угла падения

1

1

1

1

1

1

1

1

волн (в том числе с
помощью
мобильного
телефона). Анализ
рентгеновских
снимков
человеческого
организма.
Распознавание и
анализ различных
применений
электромагнитных
волн в технике.
Изучение волновых
свойств света.
Решение задач с
использованием
формул для
скорости
электромагнитных
волн, длины волны
и частоты света
Наблюдение
опытов,
демонстрирующих
явление
прямолинейного
распространения
света
(возникновение
тени и полутени), и
их интерпретация с
использованием
понятия светового
луча. Объяснение и
моделирование
солнечного и
лунного затмений.
Исследование
зависимости угла
отражения
светового луча от
угла падения.
Изучение свойств
изображения в
плоском зеркале.
Наблюдение и

67

68
69

70

71
72

на границе "воздухстекло""
Урок-конференция
"Использование
полного внутреннего
отражения: световоды,
оптиковолоконная
связь"
Линзы. Оптическая
сила линзы

1

1

Построение
изображений в линзах

1

Лабораторная работа
"Определение
фокусного расстояния
и оптической силы
собирающей линзы"
Урок-конференция
"Оптические линзовые
приборы"
Глаз как оптическая
система. Зрение

1

1

1
1

73

74

75

Урок-конференция
"Дефекты зрения. Как
сохранить зрение"

Разложение белого
света в спектр. Опыты
Ньютона. Сложение
спектральных цветов.
Дисперсия света
Лабораторная работа
"Опыты по
разложению белого
света в спектр и

1

1

объяснение опытов
по получению
изображений в
вогнутом и
выпуклом зеркалах.
Наблюдение и
объяснение опытов
по преломлению
света на границе
различных сред, в
том числе опытов с
полным внутренним
отражением.
Получение
изображений с
помощью
собирающей и
рассеивающей линз.
Определение
фокусного
расстояния и
оптической силы
собирающей линзы.
Анализ устройства и
принципа действия
некоторых
оптических
приборов:
фотоаппарата,
микроскопа,
телескопа. Изучение
модели глаза как
оптической
системы. Анализ
явлений
близорукости и
дальнозоркости,
принципа действия
очков
Наблюдение
разложения белого
света в спектр.
Наблюдение и
объяснение опытов
по получению
белого света при
сложении света
разных цветов.

76

77
78

79

восприятию цвета
предметов при их
наблюдении через
цветовые фильтры"
Урок-практикум
"Волновые свойства
света: дисперсия,
интерференция и
дифракция"
Опыты Резерфорда и
планетарная модель
атома
Постулаты Бора.
Модель атома Бора
Испускание и
поглощение света
атомом. Кванты.
Линейчатые спектры

1

1

1
1

1

80

81

82

83
84
85

86

Урок-практикум
"Наблюдение спектров
испускания"

Радиоактивность и её
виды
Строение атомного
ядра. Нуклонная
модель ПВР День
космонавтики
Радиоактивные
превращения. Изотопы
Решение задач по теме:
"Радиоактивные
превращения"
Период полураспада

Урок-конференция
"Радиоактивные
излучения в природе,
медицине, технике"

1
1

1
1

1
1

Проведение и
объяснение опытов
по восприятию
цвета предметов при
их наблюдении
через цветовые
фильтры

Обсуждение цели
опытов Резерфорда
по исследованию
атомов, выдвижение
гипотез о
возможных
результатах опытов
в зависимости от
предполагаемого
строения атомов,
формулирование
выводов из
результатов опытов.
Обсуждение
противоречий
планетарной модели
атома и оснований
для гипотезы Бора
Обсуждение
возможных гипотез
о моделях строения
ядра. Определение
состава ядер по
заданным массовым
и зарядовым числам
и по положению в
периодической
системе элементов.
Анализ изменения
состава ядра и его
положения в
периодической
системе при αрадиоактивности.
Исследование
треков α-частиц по
готовым
фотографиям.
Обнаружение и

87

88
89

90

91

92

93

Ядерные реакции.
Законы сохранения
зарядового и массового
чисел
Энергия связи атомных
ядер. Связь массы и
энергии
Решение задач по теме
"Ядерные реакции"
Реакции синтеза и
деления ядер.
Источники энергии
Солнца и звёзд
Урок-конференция
"Ядерная энергетика.
Действия
радиоактивных
излучений на живые
организмы"
Подготовка к
контрольной работе по
теме
"Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны. Квантовые
явления"
Контрольная работа по
теме
"Электромагнитное
поле.
Электромагнитные

1

1

1
1

1

1

1

измерение
радиационного фона
с помощью
дозиметра, оценка
его интенсивности.
Анализ
биологических
изменений,
происходящих под
действием
радиоактивных
излучений.
Использование
радиоактивных
излучений
Решение задач с
использованием
законов сохранения
массовых и
зарядовых чисел на
определение
результатов
ядерных реакций;
анализ возможности
или невозможности
ядерной реакции.
Оценка энергии
связи ядер с
использованием
формулы
Эйнштейна.
Обсуждение
перспектив
использования
управляемого
термоядерного
синтеза.
Обсуждение
преимуществ и
экологических
проблем, связанных
с ядерной
энергетикой

94

95

96

97

98

99

100

101

102

волны. Квантовые
явления"
Повторение,
обобщение.
Лабораторные работы
по курсу
"Взаимодействие тел"
Повторение,
обобщение. Решение
расчетных и
качественных задач по
теме "Тепловые
процессы"
Повторение,
обобщение. Решение
расчетных и
качественных задач по
теме "КПД тепловых
двигателей"
Повторение,
обобщение. Решение
расчетных и
качественных задач по
теме "КПД
электроустановок"
Повторение,
обобщение.
Лабораторные работы
по курсу "Световые
явления"
Повторение,
обобщение. Работа с
текстами по теме
"Законы сохранения в
механике"
Повторение,
обобщение. Работа с
текстами по теме
"Колебания и волны"
Повторение,
обобщение. Работа с
текстами по теме
"Световые явления"
Повторение,
обобщение. Работа с
текстами по теме
"Квантовая и ядерная

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Выполнение
учебных заданий,
требующих
демонстрации
компетентностей,
характеризующих
естественнонаучную
грамотность: –
применения
полученных знаний
для научного
объяснения
физических явлений
в окружающей
природе, в
повседневной жизни
и выявления
физических основ
ряда современных
технологий; –
применения
освоенных
экспериментальных
умений для
исследования
физических
явлений, в том
числе для проверки
гипотези выявления
закономерностей.
Решение расчётных
задач, в том числе
предполагающих
использование
физических моделей
и основанных на
содержании
различных разделов
курса физики.
Выполнение и
защита групповых
или
индивидуальных
проектов, связанных
с содержанием
курса физики

физика"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».