ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 с изменениями от 22.01.2024); 2.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изменениями от 29. 05.2024; 3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2024 – 2025 учебный год. Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу: предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету во втором полугодии 2024-2025 учебного года; позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению ОГЭ; рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи: Привитие интереса к математическим знаниям; Развитие математического кругозора; Привитие навыков самостоятельной работы.. В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях. Основные цели и задачи реализации содержания курса: Цели: - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - развитие у учащихся практических навыков решать задачи ОГЭ. Задачи: - формировать у учащихся навык решения базовых и стандартных задач ОГЭ; - подготовить учащихся к прохождению ОГЭ; - приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами; - создать положительную мотивацию обучения математике. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Вычисления и преобразования». Отработка задач № 6 КИМ ОГЭ. Дроби. Обыкновенные дроби Десятичные дроби Числа. Рациональные числа «Действительные числа». Отработка задач № 7 КИМ ОГЭ. Рациональные числа Координата точки Иррациональные числа «Преобразование алгебраических выражений». Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ Иррациональные числа «Уравнения и неравенства». Отработка задач № 9 КИМ ОГЭ. Линейное уравнение и его корни Квадратное уравнение и его корни Дробно-рациональные уравнения «Вероятность событий» Отработка задач № 10 КИМ ОГЭ. Случайные события «Функции и графики». Отработка задач № 11 КИМ ОГЭ. Линейная функция Квадратичная функция Обратная пропорциональность «Последовательности и прогрессии» Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ. Последовательности и прогрессии «Числовые и буквенные выражения». Отработка задач № 13 КИМ ОГЭ. Числовые и буквенные выражения Целые выражения «Практические расчеты по формулам» Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ Целые выражения «Системы неравенств». Отработка задач № 15 КИМ ОГЭ. Системы неравенств «Геометрические фигуры. Углы». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ. Величины Треугольник «Геометрические фигуры. Длины». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ Фигуры в геометрии и в окружающем мире «Площадь многоугольника». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ Измерения и вычисления «Измерения и вычисления». Отработка задач № 19 КИМ ОГЭ. Измерения и вычисления 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к нравственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений Метапредметные результаты обучения Регулятивные УУД определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами; формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности; определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами; выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение); самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью; уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи; уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности; умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке; 5 умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями; Познавательные УУД умение определять основополагающее понятие и производить логикоструктурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов; умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных; умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений; умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии; умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке; умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов; умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления; умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики; умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебнопознавательной задачи; умение строить доказательство методом от противного; умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства; уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов; умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных; 6 Коммуникативные УУД умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия; умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера; умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды; корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контраргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи; умение пользоваться математическими терминами для решения учебнопознавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели; уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа; уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы. Предметные результаты: формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ; формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ; умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач; умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач; умение выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ № п/п Тема урока Колвочас ов 1. Вычисления и преобразования 1 2. Действительные числа 1 3. 1 4. Преобразование алгебраических выражений Уравнения и неравенства 5. Вероятность событий 1 6. Функции и графики 1 7. Последовательности и прогрессии 1 8. Числовые и буквенные выражения 1 9. Практические расчеты по формулам 1 10. Системы неравенств 1 11. Геометрические фигуры. Углы 1 12. Геометрические фигуры. Длины 1 13. Площадь многоугольника 1 14. Измерения и вычисления 1 1518 Решение вариантов ОГЭ 4 ИТОГО 18 Электронные учебнометодические материалы Дата План Факт Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f 414736 http://www.fipi.r u/content/otkrytyybank-zadaniy-oge Открытый банк заданий ФИПИ по ОГЭ; КНИГИ, СБОРНИКИ, ВИДЕОРАЗБОРЫ: https://www.at.alle ng.org/ http://reshuege.r u/ - онлайн тесты, тесты, задания по типам; http://math100.r u/ - подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике (задания по типам и тесты) 8