1.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения учебного предмета должны отражать: (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613) 1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 3) владение основополагающими астрономическими теориями, законами и закономерностями, уверенное астрономической терминологией и символикой; 4) сформированность представлений о значении практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; понятиями, пользование астрономии в 5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Выпускник на базовом уровне научится: иметь представления о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; иметь представление об основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами, закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; иметь представление о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; понимать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области 2. Содержание учебного курса. Предмет астрономии – Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. – Основы практической астрономии – Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. – Законы движения небесных тел – Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. – Солнечная система – Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. – Методы астрономических исследований – Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. – Звезды – Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. – Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. – Наша Галактика - Млечный Путь – Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. – Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № раздел а/урок а Тема урока с учетом рабочей программы воспитания Основные виды Дата Дата деятельности ученика (на проведения проведения уровне учебных действий) план факт АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ(2 ч) 1 Что изучает астрономия 2 Наблюдения – основа астрономии. формирование положительного отношения к российской астрономической науке ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ(5 ч) 3 4 5 6 7 Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. понятий: созвездие, звездная величина, ось мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение; Уметь пользоваться картой звездного неба и определять с ее помощью координаты светил объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) 8 Развитие представлений о строении Мира. пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, 9 10 Конфигурации планет. Синодический период Законы движения планет Солнечной системы 11 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. 12 Практическая работа с планом Солнечной системы 13 Открытие и применение закона все мирного тяготения Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе 14 моделирования, мысленного эксперимента, пвоспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица, большая полуось, перигелий, афелий; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; решать задачи на законы Кеплера выполнять познавательные и практические задания – извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать – ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч) 15 16 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение Земля и Луна — двойная планета 17 Две группы планет 18 Природа планет земной группы 19 Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» План ВР День российской науки Планеты-гиганты, их спутники и кольца 20 21 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; теории зарождения Солнечной системы; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли – формирование познавательной и информационной культуры; – формирование положительного отношения к российской астрономической науке – выполнять познавательные и практические задания 22 Метеоры, болиды, метеориты СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) 23 24 Солнце, состав и внутреннее строение План ВР неделя МИФ Солнечная активность и ее влияние на Землю 25 Физическая природа звезд 26 Переменные и стационарные звезды 27 Эволюция звезд План ВР День космонавтики 28 Проверочная работа по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды» определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; – характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; – описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; – объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю – выполнять познавательные и практические задания СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч) 29 Наша Галактика 30 Наша Галактика 31 Другие звездные системы — галактики. 32 Космология начала ХХ в. 33 Основы современной космологии характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; – определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период светимость»; – распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. – ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч) 34-35 Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни