программа по астрономии 11

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения учебного предмета должны отражать:
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений;
3) владение
основополагающими
астрономическими
теориями,
законами
и
закономерностями,
уверенное
астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность
представлений
о
значении
практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

понятиями,
пользование
астрономии

в

5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области.
Выпускник на базовом уровне научится:
иметь представления о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; иметь
представление об основополагающими астрономическими понятиями,
теориями, законами, закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой; иметь представление о
значении астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии; понимать роль
отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой
области
2. Содержание учебного курса.

Предмет астрономии
–

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на

Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов
познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
–

Основы практической астрономии

–

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.

Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для
отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение
светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и
фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
–

Законы движения небесных тел

–

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия

видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и
их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных
тел. Движение искусственных небесных тел.
–

Солнечная система

–

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной

группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной
системы. Астероидная опасность.
–

Методы астрономических исследований

–

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как

источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и
космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный
анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
–

Звезды

–

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.

Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение
расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные
планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и
источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и
вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные
стадии.
–

Строение

Солнца,

солнечной

атмосферы.

Проявления

солнечной

активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности.
Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
–

Наша Галактика - Млечный Путь

–

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.

Вращение Галактики. Темная материя.
–

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о
космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой
Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№
раздел
а/урок
а

Тема урока с учетом
рабочей программы
воспитания

Основные виды
Дата
Дата
деятельности ученика (на проведения проведения
уровне учебных действий) план
факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ(2 ч)
1

Что изучает
астрономия

2

Наблюдения – основа
астрономии.

формирование
положительного отношения к
российской астрономической
науке

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ(5 ч)
3
4

5
6

7

Звезды и созвездия.
Небесные координаты.
Звездные карты
Видимое движение
звезд на различных
географических
широтах
Годичное движение
Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца
и Луны.
Время и календарь.

понятий: созвездие,
звездная величина,
ось мира, небесный
меридиан,
небесный экватор,
склонение, прямое
восхождение;
Уметь пользоваться картой
звездного неба и
определять с ее помощью
координаты светил
объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом
движение и фазы Луны,
причины затмений Луны и
Солнца;

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)
8

Развитие
представлений о
строении
Мира.

пользоваться основными
логическими приемами,
методами наблюдения,

9
10

Конфигурации
планет. Синодический
период
Законы движения
планет Солнечной
системы

11

Определение
расстояний и размеров
тел в Солнечной
системе.

12

Практическая
работа с планом
Солнечной системы

13

Открытие и
применение закона все
мирного тяготения
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

14

моделирования, мысленного
эксперимента,
пвоспроизводить
определения терминов и
понятий: астрономическая
единица, большая полуось,
перигелий, афелий;
формулировать законы
Кеплера, определять массы
планет на основе третьего
(уточненного) закона
Кеплера;
решать задачи на законы
Кеплера

выполнять
познавательные и
практические задания
–
извлекать
информацию из различных
источников и критически ее
оценивать
–

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)
15

16

Солнечная система как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение
Земля и Луна —
двойная планета

17

Две группы планет

18

Природа планет
земной группы

19

Урок-дискуссия
«Парниковый эффект — польза или
вред?»
План ВР День
российской науки
Планеты-гиганты, их
спутники и
кольца

20

21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые
планеты и кометы)

формулировать и
обосновывать основные
положения современной
гипотезы о формировании
всех тел Солнечной системы
из единого газопылевого
облака; теории зарождения
Солнечной системы;
определять понятия:
Солнечная система,
планета;
объяснять механизм
парникового эффекта и его
значение для формирования
и сохранения уникальной
природы Земли
–

формирование
познавательной и
информационной культуры;
–
формирование
положительного отношения к
российской астрономической
науке
–

выполнять познавательные и
практические задания

22

Метеоры, болиды, метеориты

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
23
24

Солнце, состав и
внутреннее строение
План ВР неделя МИФ
Солнечная активность и ее влияние
на Землю

25

Физическая
природа звезд

26

Переменные и
стационарные звезды

27

Эволюция звезд
План ВР День
космонавтики

28

Проверочная работа по темам
«Строение Солнечной
системы», «Природа
тел Солнечной
системы», «Солнце
и звезды»

определять и
различать понятия: звезда,
модель звезды, светимость;
–
характеризовать
физическое состояние
вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
–
описывать внутреннее
строение Солнца и способы
передачи энергии из центра
к поверхности;
–
объяснять механизм
возникновения на Солнце
грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые
проявления солнечной
активности и их влияние на
Землю
–

выполнять познавательные и
практические задания

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
29

Наша Галактика

30

Наша Галактика

31

Другие звездные системы —
галактики.

32

Космология начала ХХ в.

33

Основы современной космологии

характеризовать
основные параметры
Галактики: размеры, состав,
структура и кинематика;
–
определять
расстояние до звездных
скоплений и галактик по
цефеидам на основе
зависимости «период светимость»;
–
распознавать типы
галактик: спиральные,
эллиптические,
неправильные.
–

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)

34-35 Урок-

конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

применять приобретенные
знания и умения при
изучении астрономии для
решения практических задач,
встречающихся как в
учебной практике, так и в
повседневной человеческой
жизни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».