Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные результаты 1. Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 3. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; проводить измерения с помощью различных приборов; выполнять письменные инструкции правил безопасности; оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. 2. Содержание учебного предмета Содержание курса «Индивидуальный проект» Модуль 1. Введение в проектную культуру Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели,задачи проектирования в современном мире, проблемы. Оценка нереализованного интеллектуального потенциала. Типы и классификация исследовательских и учебных проектов. Социально – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Творческий проект предполагаетмаксимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др. Конструкторский проект материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Бизнес-проектирование. Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности ИЛИ документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Теория решения исследовательских задач (ТРИЗ). Практическое занятие. Структура письменной части проекта. Требования к оформлению и структуре работы. Компьютерная презентация проекта. Требования к оформлению. Знакомство с критериями оценки проектной работы. Основы ораторского искусства. Приёмы удержания внимания аудитории. Постановка речи. Упражнения на улучшение дикции. Приемы невербального общения с аудиторией. Знакомство с основными приемами поиска информации по каталогам библиотеки (практическое занятие в библиотеке). Приемы работы по поиску информации в интернет-ресурсах (практическое занятие). Умение выделять ключевые слова, понятия. Обработка текста, его интерпретация. Цитирование как аргументация. Компиляция: особенности составления текста на основании других текстов. Знакомство с программами по проверке на плагиат (практическое занятие). Принцип проверки на анти плагиате. Модуль 2. Инициализация проекта. Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Практическая работа. Составление карты контроля за ходом выполнения проекта. Защита темы исследовательского или учебного проекта. Модуль 3. Базовое проектирование и исследование. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Методы организации и и виды деятельности: словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом); наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации); практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности); логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение); проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод исследовательский метод); методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита) 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы: № п/п Дата план факт Кол-во часов Тема урока 12 13 Введение в проектную культуру Индивидуальный учебный проект как одна из форм организации учебного процесса 1 Типы и классификация исследовательских и учебных проектов. 1 Методология и технология проектной деятельности 1 Основы Теории решения исследовательских задач. 1 основные требования к оформлению письменного описания проекта. 1 Основные требования к оформлению презентации проекта 1 Основы ораторского искусства во время публичной защиты проекта 1 Основные приемы работы с различными источниками информации и поиска информации (работа с интернетресурсами) 1 Основные приемы работы с различными источниками информации и поиска информации (работа с интернетресурсами 1 Информационная отработка тестов: основные приемы цитирования и компиляции текстов. 1 Система проверки работы на программах антиплагиата. Инициализация проекта Особенности оценки исследовательских и учебных проектов 1 Конструирование темы и проблематики проекта 1 14 1 Составление карты контроля за выполнением проекта 15 1 Базовое проектирование Составление карты контроля за выполнением проекта 16 1 Защита темы индивидуального проекта 17 1 Защита темы индивидуального проекта 18 1 Коррекция темы исследовательской или проектной работы после защиты темы. 19 1 Обзор основных материалов по теме. Написание вступительной части индивидуального проекта Обзор основных материалов по теме. Написание вступительной части индивидуального проекта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 20 1 1 21 1 Обзор основных материалов по теме. Написание вступительной части индивидуального проект 22 1 Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение 23 1 24 1 Формулировка гипотезы и определение методов проверки гипотезы Формулировка гипотезы и определение методов проверки гипотезы 25 1 Коррекция карты контроля за выполнением проекта. 26 1 Реализация экспериментальной или практической части проекта 27 1 Реализация экспериментальной или практической части проекта 28 1 Реализация экспериментальной или практической части проекта 29 1 Оценка промежуточных результатов выполнения проекта 30 1 Оформление письменной части индивидуального проекта 31 1 Подготовка компьютерной презентации для защиты проекта 32 1 Отработка навыков монологической речи 33 1 Рефлексия. Анализ достижений и недостатков 34 1 Защита индивидуальных проектов