«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ Абатская СОШ №1 _______________ Е.В.Бажина Приказ № _____ «____» _______ 2023г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Быструшинской средней общеобразовательной школы, филиала муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1 по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) в условиях индивидуального обучения на 2023-2024 учебный год 1 класс (3 год обучения) «СОГЛАСОВАНО» Управляющий совет школы Протокол № Председатель УС школы ____________ ФИО «РАССМОТРЕНО» Решение педагогического совета Протокол № . «СОГЛАСОВАНО» Родитель (законный представитель) _________________________ с. Быструха Пояснительная записка к учебному плану Быструшинской СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях индивидуального обучения, на 2023-2024 учебный год. ФИО обучающегося:, 1 дополнительный (3-й год обучения) класс. Данный учебный план разработан в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 02.03.2016, 2. Приказы Минобрнауки России: - от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35847). - Приказ Минобрнауки России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован Минюстом России 30.12.2022 г, регистрационный № 71930. 3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), 4. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 5. заключению ПМПК (Протокол №792 от 25.08.2021г) 6. справка ВК ___________ 7. согласие родителей (законных представителей) от 01.09.2022 8. ИПРА ребенка-инвалида №184.14.72/2020 Учебный план рассчитан на 6-ти летний срок обучения в начальной школе и предполагает комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков с расстройствами аутистического спектра, которая обеспечивает адекватный их возможностям уровень общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимый для их социальной адаптации и реабилитации. Учебный план определяет состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Быструшинской СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ № 1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей («Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство», «Физическая культура», «Технология») и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ: 2 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено индивидуальными коррекционными занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 2, 5 часа в неделю В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной сферы учащихся и направлены на: гармонизацию психоэмоционального состояния; формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»; повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; развитие коммуникативной сферы; формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения), формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. На занятиях двигательного развития осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется Быструшинской СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ № 1 самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ № 1 предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие: «Подвижные игры», «Азбука общения», «Удивительный мир природы». Общее количество часов на внеурочную деятельность 3 часа. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ № 1 самостоятельно. Логопедическая коррекция – развитие использования навыков альтернативной коммуникации, развитию понимания обращенной речи, формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания, формированию алгоритмов освоения письменной речи. Занятия с педагогом - формирование умения работать по словесной инструкции; развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; активизация познавательной деятельности; формирование коммуникативных умений. 3 Занятия с психологом – сенсорное развитие (восприятие формы, величины, цвета; формирование целостного образа предмета; восприятие пространства и ориентировка в нем). Развитие мышления (развитие предметных действий квалификации, формирование простых обобщающих понятий и т.п.) Формирование познавательной активности. Ознакомление с окружающим. Развитие социально-бытовой ориентировки. Работа с родителями ребенка (консультации по тактике воспитания, ознакомление с приемами коррекционной работы с ребенком). Их продолжительность 15—25 минут. Начало и продолжительность учебного года устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года: I класс—33 недели. В процессе освоения адаптированных общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Важной составляющей частью всего учебно-воспитательного процесса является трудовое обучение, которое неразрывно связано с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизнью. Трудовое обучение на начальном этапе (1—4 классы) даёт обучающимся возможность овладеть элементарными приёмами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. Учебный план для реализации адаптированных общеобразовательных программ образования для обучающихся расстройствами аутистического спектра первый и второй год обучения обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. 4 Учебный план Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1 по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях индивидуального обучения (вариант 8.4), на 2023-2024 учебный год Предметные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек 5. Искусство 6.Физическая культура Учебные предметы Количество часов в неделю 1 кл. (доп) 3 год обучения 1.1.Речь и альтернативная коммуникация 2.1.Математические представления 3.1.Окружающий природный мир 4.1. Человек 4.3. Окружающий социальный мир 5.1. Музыка и движение 5.2. Изобразительное искусство 6.1.Адаптивная физкультура 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7. Коррекционно-развивающие занятия 0,5 Итого 6 6 Максимально допустимая годовая нагрузка Коррекционно-развивающая область: 1. Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие 2. Сенсорное развитие 3. Предметно-практические действия 4. Двигательное развитие 5. Коррекционно-развивающие занятия Итого коррекционные часы Внеурочная деятельность: «Подвижные игры» «Удивительный мир природы» «Азбука общения» Итого внеурочная деятельность Всего 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5 1,5 10