Пояснительная записка Основная цель курса – реализация детьми своих способностей и потенциала личности в ходе работы над проектом. Задачи курса: Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы Научить работать с различными источниками информации Научить способам первичной обработки информации Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты Научить работать в группе, команде Научить оценивать свои и чужие результаты Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности Развивать исследовательские умения Общая характеристика курса Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика. Программа проектной деятельности направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения самостоятельных действий. проблемных вопросов посредством Место учебного курса в учебном плане В соответствии с учебным планом на изучение курса индивидуальный проект в 10 классе отводится 34 часов. Рабочая программа предусматривает обучение курса в объёме 1 часа в неделю, в год – 34 часов. Приоритетными методами работы с обучающимися следует считать методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные, наглядные, практические (по классификации Ю. Бабанского), а также проблемный и эвристический (по классификации С.Высоцкой). I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: Регулятивные УУД 1.Целеполагание - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно; - Формулировать и удерживать учебную задачу. 2.Соотнесённость выполненного задания с образцом(эталоном) - Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; -строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач. 3.Оценка решения своей задачи - Оценивать свои задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении; -Степень развития произвольного внимания. Коммуникативные УУД 1.Коммуникация как кооперация -Договариваться, находить общее решение; - Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания. 2.Коммуникация как интериоризация -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. 3. Коммуникация как интеракция -понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -уважать позиции других людей, отличные от собственной; -учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. Познавательные УУД 1.Общеучебные универсальные действия -самостоятельно прогнозировать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации; -составлять сложный план текста; -сопоставлять источников. и отбирать информацию, полученную из различных 2.Логические учебные действия - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты 3.Постановка и решение проблем - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; - уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формирование предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. II. Содержание учебного предмета Введение (2 часа) Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века. I. Проектная деятельность и ее особенности (2 часа) Проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества II. Проект и основные этапы его разработки (7 часов) Замысел проекта Планирование Контроль и анализ Дерево целей проекта Структура проекта Структура разбиения работ Матрица ответственности IV. Этапы работы в рамках разработки проекта (14 часов) 1. Выбор темы. 2. обоснование актуальности выбранной темы, 3. постановка цели и конкретных задач проектирования 4. определение объекта и предмета исследования проектной деятельности 5. планирование своей деятельности 6. Работа с литературой, использование интернет-ресурсов 7. Работа с понятийным аппаратом. 8. Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ. III. V. Оформление проекта (5 часов) Структура содержания работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. VI. Представление результатов проектной деятельности (5 часов) Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Раздел 3. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Раздел, количество часов Введение Тема, количество часов Практическая часть программы Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; Виды и классификация проектов по различным основаниям Проектная деятельность и ее Проектная содержание деятельность и ее особенности. значение проектирования в развитии современного общества Проект и основные Замысел проекта Работа над этапы его разработки проектом Планирование Контроль и анализ Дерево целей проекта Структура проекта Структура разбиения работ Матрица ответственности Этапы работы в рамках Выбор темы разработки проекта обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач проектирования определение объекта и предмета исследования проектной деятельности планирование своей деятельности Работа с литературой, использование интернет-ресурсов Работа с литературой, использование интернет-ресурсов Работа с литературой, использование интернет-ресурсов Работа с понятийным аппаратом. 21 22 23 24 25 26 27 Оформление проекта 28 29 30 31 32 33 34 Представление результатов проектной работы Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ Структура содержания работы Общие правила оформления текста работы Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии Защита проектов перед аудиторией. Защита проектов перед аудиторией. Итого 34 ч. Календарно-тематическое планирование № Тема урока Кол-во урок часов а 1. Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; 1 2. Виды и классификация проектов по различным основаниям 1 3. Проектная деятельность и ее содержание 4. Значение проектирования в развитии современного общества 1 1 5. Замысел проекта 1 6. Планирование 7. Контроль и анализ 1 1 8. Дерево целей проекта 1 9. Структура проекта 10 Структура разбиения работ 1 1 Матрица ответственности 1Выбор темы. обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач проектирования 1 1 1 1 15. определение объекта и предмета исследования проектной деятельности 16. планирование своей деятельности 1 17. Работа с литературой, использование интернет-ресурсов 18. Работа с литературой, использование интернет-ресурсов 1 1 19. Работа с литературой, использование интернет-ресурсов 1 20. Работа с понятийным аппаратом. 21 Работа с понятийным аппаратом. 1 1 22 Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ 23 Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ 24 Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ 25 Опытно-экспериментальная работа. Представление результатов своей работы с использованием ИКТ 26 Структура содержания работы 1 1 27 Общие правила оформления текста работы 1 11 12. 13. 14. 1 1 1 1 Дата план факт 28 Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. 29 Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации. 30 Подготовка тезисов своего выступления с помощью мультимедийной презентации 1 31. Психологический аспект готовности к Требования к докладу. 32. Культура выступления и ведения дискуссии 1 выступлению. 1 1 1 33. Защита проектов перед аудиторией 1 34. Защита проектов перед аудиторией 1