1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 17.05.2012 №413 « Об утверждении ФГОС СОО» с изм. от 27.12.2023), Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изм. от 29. 05.2024, Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.02.2024)"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников", Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе «Слово о полку Игореве»; стихотворений М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворений и баллад В.А. Жуковского; комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведений А.С. Пушкина (стихотворений, романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); произведений М.Ю. Лермонтова (стихотворений, романа «Герой нашего времени»); произведений Н.В. Гоголя (комедии «Ревизор», поэмы «Мертвые души»); происходит углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами предметной области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию речи, историзма мышления, формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру. В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе. В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых предметных результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублѐнном уровне реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят: в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО. Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей. Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с учѐтом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю). 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС Обобщающее повторение Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века: обобщающее повторение («Слово о полку Игореве»; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой нашего времени»); произведения Н.В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души»). Литература второй половины XIX века А. Н. Островский. Драма «Гроза». И. А. Гончаров. Роман «Обломов». И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всѐ былое...») и др. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». А. А. Фет. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещѐ майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шѐпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и др. М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум» и др. А. П. Чехов. Рассказы (не менее трѐх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и др. Комедия «Вишнѐвый сад». Литературная критика второй половины XIX века Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тѐмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и др. (не менее двух статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением). Литература народов России Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и др. Зарубежная литература Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и др. Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и др. Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом» и др. 11 КЛАСС Литература конца XIX – начала ХХ века А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и др. Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и др. М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др. Пьеса «На дне». Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилѐва и др. Литература ХХ века И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др. А. А. Блок. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течѐт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др. Поэма «Двенадцать». В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Поэма «Облако в штанах». С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живѐм, под собою не чуя страны…» и др. М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идѐшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплѐте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тѐмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. Поэма «Реквием». Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы). М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы). М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору). А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др. А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др. Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д. Воробьѐв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие. А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия». В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвѐртого». Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др. Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др. Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всѐм мне хочется дойти…», «Снег идѐт», «Любить иных – тяжѐлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»). В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др. В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матѐрой» и др. Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др. Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем двух прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов (повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повесть «Белый пароход» и др.); В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка»); З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие люди»); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Понедельник начинается в субботу»); Ю.В. Трифонов (повесть «Обмен») и другие. Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других. Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»; А.В. Вампилов «Старший сын» и других. Литература народов России Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др. Зарубежная литература Зарубежная проза XX века (одно произведение по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; Э.М. Ремарка «Три товарища»; Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и другие. Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др. Зарубежная драматургия XX века (одно произведение по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других. Деятельность учителя с учетом программы воспитания Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображѐнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражѐнным в художественных произведениях; идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учѐтом осмысления опыта литературных героев; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать еѐ всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса; разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том числе читательский; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе; создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учѐтом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в художественной литературе; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы) Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать: 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России: пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнѐвый сад» А. П. Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И. А. Бунина и А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А. А. Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); одно произведение А. П. Платонова; стихотворения А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, роман А.А. Фадеева "Молодая гвардия", роман В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого года", повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: не менее двух прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьѐва, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина и др.); не менее двух поэтов по выбору (в том числе И. А. Бродского, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, В. С. Розова и др.); не менее двух произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и др.); не менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.); 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; 7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом классе; 9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике; 12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объѐм сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка; 13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ: 10 КЛАСС 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века); 2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века); 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления; 8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в произведении; 12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка; 13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; 11 КЛАСС 1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного интеллектуально-нравственного роста; 3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе; 4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; 12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка; 13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. Система оценки достижения планируемых результатов Оценочные материалы: 1. Литература. Практикум. 10-11класс Ю.В.Лебедев Просвещение 2021 год. 2.Проверочные работы 11класс Н.В.Беляева, М., Просвещение, 2020 год. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока /раздел Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени» Обобщающее повторение: произведения Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души» Введение в курс литературы второй половины ХIX века. Основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского. Идейнохудожественное своеобразие драмы «Гроза» Тематика и проблематика пьесы "Гроза". Особенности сюжета и своеобразие конфликта Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины Смысл названия и символика пьесы. Драма «Гроза» в русской критике Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» Cочинение по пьесе Количество Электронные учебночасов, методические материалы отводимых на освоение темы/раздела 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d6a66018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dc1d9abf Дата план факт 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 А.Н.Островского «Гроза» Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова История создания романа "Обломов". Особенности композиции Образ главного героя. Обломов и Штольц Женские образы в романе "Обломов" и их роль в развитии сюжета Социально-философский смысл романа "Обломов". Русская критика о романе. Понятие «обломовщина» Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» Основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Творческая история создания романа «Отцы и дети» Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети» Образ нигилиста в романе «Отцы и дети», конфликт поколений Женские образы в романе «Отцы и дети» «Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения Полемика вокруг романа «Отцы и дети»: Д.И.Писарев, М.Антонович и др Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» Основные этапы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Поэтфилософ («Silentium!», «Чему бы жизнь нас ни учила», «Умом Россию не понять…») Тема родной природы в лирике Ф.И.Тютчева («Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья») Любовная лирика Ф.И.Тютчева («О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всѐ былое...») Развитие речи. Анализ лирического произведения Ф.И.Тютчева Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. О народных истоках мироощущения поэта Гражданская поэзия и лирика чувств Н.А.Некрасова («Тройка», 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8025ef8 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e9505c01 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/77583f5e 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d94a8edc 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин» Развитие речи. Анализ лирического произведения Н.А.Некрасова История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра, сюжета и композиции. Фольклорная основа произведения Многообразие народных типов в галерее персонажей «Кому на Руси жить хорошо» Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Основные этапы жизни и творчества А. А.Фета. Теория «чистого искусства» («Музе», «Деревня») Человек и природа в лирике А.А.Фета («Лесом мы шли по тропинке единственной», «Ель рукавом мне…») Художественное мастерство А.А.Фета («Шѐпот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди») Развитие речи. Анализ лирического произведения А.А.Фета Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по поэзии второй половины XIX века Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по поэзии второй половины XIX века Основные этапы жизни и творчества М.Е.СалтыковаЩедрина. Мастер сатиры «История одного города» как сатирическое произведение. Глава «О корени происхождения глуповцев» Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».«Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Подготовка к презентации проектов по литературе второй половины XIX века Презентация проектов по литературе второй половины XIX века Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0fdcc372 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3d6eed61 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b6b59225 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 История создания романа «Преступление и наказание». Жанровые и композиционные особенности Основные сюжетные линии романа "Преступление и наказание". Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности Раскольников в системе образов. Раскольников и его «двойники» Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание». Образ Петербурга Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала в романе "Преступление и наказание" Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании» Смысл названия романа «Преступление и наказание». Роль финала Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе «Преступление и наказание» Историко-культурное значение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого История создания романа «Война и мир». Жанровые особенности произведения Смысл названия. Историческая основа произведения «Война и мир» Роман-эпопея «Война и мир». Нравственные устои и жизнь дворянства «Мысль семейная» в романе "Война и мир": Ростовы и Болконские Нравственно-философские взгляды Л.Н.Толстого, воплощенные в женских образах романа "Война и мир" Андрей Болконский: поиски смысла жизни Духовные искания Пьера Безухова Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" Бородинское сражение как идейнокомпозициионный центр романа "Война и мир" Образы Кутузова и Наполеона в романе "Война и мир" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/429ee50c 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 «Мысль народная» в романе "Война и мир". Образ Платона Каратаева Философия истории в романе "Война и мир": роль личности и стихийное начало Психологизм прозы Толстого: «диалектика души» Значение творчества Л.Н.Толстого в отечественной и мировой культуре Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова. Художественный мир произведений писателя Изображение этапов духовного пути личности в произведениях Н.С.Лескова. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Повесть «Очарованный странник». Образ правдоискателя Основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова. Новаторство прозы писателя. Рассказ «Человек в футляре» Идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч» Многообразие философскопсихологической проблематики в рассказах А.П. Чехова. Пошлость «футлярной» жизни в рассказе «Крыжовник» История создания, жанровые особенности комедии «Вишневый сад». Смысл названия Проблематика комедии "Вишневый сад". Особенности конфликта и системы образов. Разрушение «дворянского гнезда» Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта Настоящее и будущее в комедии "Вишневый сад": образы Лопахина, Пети и Ани Художественное мастерство, новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова Внеклассное чтение «Любимые страницы литературы второй 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/57bd5e1b 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cd3c411f 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 половины XIX века» Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе второй половины XIX века Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по литературе второй половины XIX века Презентация проектов по литературе второй половины XIX века Поэзия народов России. Страницы жизни Г. Тукая, особенности его лирики («Национальное чувство», «Родной земле», «Пушкину», «После разлуки», «Буран», «Самому себе», «Слава») Анализ лирического произведения из поэзии народов России (по выбору) Жизнь и творчество Ч. Диккенса. История создания, сюжет и композиция романа «Большие надежды» Ч.Диккенс. Роман "Большие надежды". Тематика, проблематика. Система образов Г. Флобер "Мадам Бовари". Художественное мастерство писателя Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос Страницы жизни А. Рембо, особенности его лирики («Пьяный корабль», «Офелия», «Ощущение») Страницы жизни Ш. Бодлера, особенности его лирики (из сборника «Цветы зла»: «Вступление», «Предрассветные сумерки», «Гимн красоте» Жизнь и творчество драматурга (Г. Ибсен и др.) История создания, сюжет и конфликт в произведении Г. Ибсен «Кукольный дом». Проблематика пьесы. Система образов. Новаторство драматурга Повторение. Сквозные образы и мотивы в литературе второй половины XIX века Обобщение пройденного материала по литературе второй половины XIX века Внеклассное чтение «В мире современной литературы» Подготовка к презентации проекта 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eabf4f90 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d0cc465e 102 по зарубежной литературе начала ХIХ века Презентация проекта по зарубежной литературе ХIХ века 1 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока /раздел Введение в курс русской литературы ХХ века. Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Проблематика рассказов писателя Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство писателя Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и модернизма Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое мироощущение автора Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия произведения Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне» «Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне" Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне» Резервный урок. Сочинению по пьесе М.Горького «На дне» Серебряный век русской литературы.Эстетические программы модернистских объединений В.Я. Брюсов – отец русского символизма. Лирика В.Я. Брюсова («Юному поэту», «Сонет к форме», «Творчество», «Кинжал поэзии», «Первый снег») Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору) Количество Электронные учебночасов, методические материалы отводимых на освоение темы/раздела 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/95e95939 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1515426d Дата план факт 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказов писателя Тема любви в произведении И.А.Бунина «Чистый понедельник». Образ Родины Социально-философская проблематика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии. «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю…» Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины. «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе...» Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала. Художественное своеобразие языка поэмы Подготовка к презентации проекта по литературе начала ХХ века Презентация проекта по литературе начала ХХ века Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского («Прозаседавшиеся» и др.) Своеобразие любовной лирики Маяковского («Послушайте!», «Лиличка!»,«Письмо Татьяне Яковлевой» и др.) Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах» Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и многообразие тематики стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.) Тема России и родного дома в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/061d72d1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eaafb657 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ac830a56 30 31 32 33 34 35 36 37 лирике С.А.Есенина. Природа и человек в произведениях поэта («Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.) Своеобразие любовной лирики С.А.Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.) Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта, философичность его поэзии («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…») Художественное своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмико-интонационное многообразие лирики поэта (стихотворения «Ленинград», «Мы живѐм, под собою не чуя страны…» и др.) Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики в лирике поэта («Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…» и др.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди («Идѐшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплѐте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. ) Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие тематики лирики. Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и др.) Гражданский пафос лирики Ахматовой.Тема Родины и судьбы в творчестве поэта («Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6c71c024 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 земля», «Мне голос был. Он звал утешно…» и др.) История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие произведения Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе первой половины ХХ века Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по литературе первой половины ХХ века Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь» Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности казачества Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного человека.Проблема гуманизма в эпопее Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении.Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита» Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе «Мастер и Маргарита». Система образов Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе «Мастер и Маргарита» Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя.Смысл финала 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/30cdfe29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6a93e6c2 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 романа «Мастер и Маргарита» Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по творчеству М.А.Шолохова Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя. Особый тип платоновского героя Самобытность языка и стиля писателя в повести «Котлован» Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика произведений автора Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной войны («Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…» и др.) Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации Твардовского («Дробится рваный цоколь монумента...» и др.) Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в русской литературе. В.В. Быков «Сотников» Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников Родины Страницы жизни и творчества Ю. В. Друниной «Солдатские будни», «Баллада о десанте», «Два вечера». Проблема исторической памяти в лирических произведениях о Великой Отечественной войне 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3d2cc5fb 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b60d6962 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное своеобразие (стихотворения К. М. Симонова «Смерть друга», «Ты помнишь, Алеша») Развитие речи. Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне (по выбору) Тема Великой Отечественной войны в драматургии. Художественное своеобразие и сценическое воплощение драматических произведений. В. С. Розов «Вечно живые» Внеклассное чтение. «Страницы, опаленные войной» по произведениям о Великой Отечественной войне Основные этапы и жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика лирики поэта Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л. Пастернака («Ночь», «Определение поэзии», «Любить иных тяжелый крест») Тема человека и природы. Философская глубина лирики Пастернака («Снег идет», «Февраль! Достать чернил и плакать», «Гамлет», «Зимняя ночь», «В больнице») Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», творческая судьба произведения Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя «Архипелаг ГУЛАГ» Презентация проекта по литературе второй половины ХХ века Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя («Срезал», «Сапожки») Нравственные искания героев рассказов В.М. Шукшина. Своеобразие «чудаковатых» персонажей («Микроскоп») Страницы жизни и творчества В. Г. Распутина. Изображение патриархальной русской деревни, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8e78e75d 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 взаимосвязь нравственных и экологических проблем в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Тема преемственности поколений Тема памяти и преемственности поколений. Взаимосвязь нравственных и экологических проблем в произведениях В. Г.Распутина («Прощание с Матѐрой») Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта (не менее трѐх стихотворений по выбору, например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..» и др.) Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова («В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. ) Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные темы лирических произведений поэта (не менее трѐх по выбору, например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…») , «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др. ) Тема памяти. Философские мотивы в лирике Бродского Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского Развитие речи. Анализ лирического произведения второй половины ХХ века Проза второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества писателя. «Деревенская» проза. Ф. А. Абрамов. Страницы жизни и творчества писателя. Проблематика романа «Братья и сѐстры» (фрагменты) «Городская» проза. Ю. В. Трифонов. Повесть «Обмен». Разнообразие повествовательных форм в изображении автором жизни современного общества Разнообразие повествовательных форм в изображении жизни 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/179e661f 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d936b17f 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 современного общества. Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты) «Громкая» (эстрадная) лирика. Страницы жизни и творчества, тематика и проблематика лирики Е. А. Евтушенко («Карьера», «Гражданственность — талант нелегкий...», «Русские таланты», «Бабий Яр») Художественные приемы и особенности поэтического языка В. С. Высоцкого («Братские могилы», «Я не люблю», «Охота на волков», «Он не вернулся из боя») Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI веков. Основные темы и проблемы. А. В. Вампилов «Старший сын» Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе второй половины ХХ века Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по литературе второй половины ХХ века Литература народов России: страницы жизни и творчества Р. Гамзатова. Лирический герой в современном мире («Есть три заветных песни у людей», «Журавли», «Жизнь капризна», «Берегите друзей») Литература народов России: страницы жизни и творчества М. Джалиля. Лирический герой в современном мире («Мои песни», «Чулочки», «Случается порой», «О героизме») Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Страницы жизни и творчества Э. Хемингуэя. «Старик и море» Творческая история произведения Проблематика и сюжет произведения Э. Хемингуэя «Старик и море». Специфика жанра и композиции. Система образов Художественное своеобразие произведений зарубежной прозы ХХ века. Историко-культурная значимость Общий обзор европейской поэзии XX века. Основные направления. Проблемы самопознания, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fb08947b 100 101 102 нравственного выбора (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору, например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.) Общий обзор зарубежной драматургии ХХ века. Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. М. Метерлинк «Синяя птица» Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе ХХ века Презентация проекта по литературе второй половины ХХ - начала ХXI веков 1 1 1