Рабочая Программа по элективному курсу « Практикум по решению физических задач» 10 класс (ФГОС)

Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся универсальных (непрофильных) 10 классов в которых
физика изучается на базовом уровне по двухчасовой программе и не даёт учащимся
глубоких
фундаментальных
знаний.
Предполагаемый
курс
направлен
на
совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики и
повышение общего уровня естественно-научной грамотности.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из
естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в
ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного
образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она
ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний
и умений.
Место курса в учебном плане. Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное
направление и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего
образования (Приказ Министерства просвещения РФ
от 17.05.2012 №413 « Об
утверждении ФГОС СОО» с изм. от 27.12.2023)
2.Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ Абатская
СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изм. от 29. 05.2024.
3.Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.02.2024)"Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников"
4.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2024 – 2025 учебный год.
Цели:
-развитие интереса к физике и решению физических задач;
-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения
школьных физических задач.
-формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость физического знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
-формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании
современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы

окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого физические знания;
-приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия
решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических
устройств;
-овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об
основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Задачи:
1.Удовлетворение познавательных интересов учащихся по физике.
2. Развитие творческого и нестандартного мышления.

3. Привитие навыков исследовательской деятельности.
4. Оказание помощи учащимся при подготовке к олимпиадам, конкурсам по физике.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную
сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность. Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам
проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение
некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе
Окружающего мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и
природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества»,
«Электрические явления», «Воздух», «Вода».
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ДАННОГО КУРСА
Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются
спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.
Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,
главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы
познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики,
проявляется: • в признании ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики
может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни; • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация
направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; •
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
1. традиционная классно-урочная
2. игровые технологии
3. элементы проблемного обучения
4. технологии уровневой дифференциации
6. ИКТ
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;

• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:

• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя). высказывать и обосновывать свою точку зрения; пытаться

принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;

• докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,
кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации. договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
*
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием; * понимать смысл основных физических терминов:
физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;

*

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел
без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.

*

примечать: при проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется. * понимать роль эксперимента в
получении научной информации;

*

проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела,
объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила
тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерений;

*

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;

*

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;

*

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся
знания для их объяснения;

*

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия
их безопасного использования в повседневной жизни

*

Учебно-тематический план
№п/п

1
2
3
4
5

Темы занятий
Механика
Молекулярная физика
Электростатика. Электричество
Оптика
Звук

Количество
часов
10
6
9
5
4

Содержание элективного курса

1. Механика: Движение тел, брошенного под углом к горизонту. Искусство жонглёров.
Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Физическая причина
катастрофы «Челюскина». Динамика движения по окружности. Как роют тоннели.
Реактивные двигатели. Успехи в освоении космического пространства. Абсолютно
упругое и абсолютно неупругое соударения тел. Презентация
«Лебедь, рак и щука – противоречие механики».

2. Молекулярная физика: Свойства жидкости. Поверхностное натяжение. Капиллярные
явления. Решение задач на применение законов термодинамики. Экологические
проблемы использования тепловых машин. Составление кроссворда «Эта
молекулярная физика».
3. Электростатика. Электричество: Из истории открытия закона Кулона.
Напряженность поля различной конфигурации зарядов. Потенциал поля различной
конфигурации. Влияние электростатических полей большой напряженности на
организм человека. Изучение устройства и принципа действия электростатического
фильтра по очистке воздуха от пыли. Наподобие «магометова гроба». Птицы на
проводах. Сколько стоит молния. Сделай сам «Магнитные фокусы».
4. Оптика: Мечта о шапке-невидимке. Защитный цвет. Мир из-под воды. Почему заяц
косой?
Составление кроссворда «Что это».

5. Звук: Презентация «Инфра- и ультра- звуки на службе человека». «Летающий
галандец». Курьёзы слуха. Составление кроссвордов на тему «Звук».

6. Итоговое обобщение: зачет.
Тематическое планирование

5. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию
курсов
- принимать и понимать физику как науку:
- понимать смысл физических законов, принципов, постулатов.
Ученик получит
возможность научиться:
описывать и объяснять:
* физические явления:

*
*
*
*

физические термины и свойства тел:
приводить примеры практического применения физических знаний:
составлять кроссворды:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
5.Перечень учебно-методической литературы:

Учебник физики 10 класса: авторы Г. Я. Мякишев, М.А. Петрова.
М.: Дрофа, 2020.2.
2. С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский Физика10 класс. Мнемозина.
Москва 2008 3. Я.И. Перельман. Занимательная физика 4. М.И. Блудов
Беседы по физике.
5. М.Н. Алексеев Физика юным.
6. Журналы «Физика в школе». Знание.

1.

7. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Перечень средств икт, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
компьютер;
сканер;
диски видеофрагменты
проектор.
принтер;
видеофильмы презентации

Календарно-тематическое планирование
№
П/п

Тема занятий

Количе
ство
часов

Механика

10

Сентябрь ноябрь

Движение тел, брошенного под углом к
горизонту.
Искусство жонглёров

1

03.09

1

10.09

3

Сила сопротивления при движении тел в
жидкостях и газах.

1

17.09

4

1

24.09

5

Физическая причина катастрофы
«Челюскина».
Динамика движения по окружности.

1

01.10

6

Как роют тоннели.

1

08.10

7

Реактивные двигатели.

1

15.10

8

Успехи в освоении космического
пространства.
Абсолютно
упругое
и
абсолютно
неупругое соударения тел.

1

22.10

1

29.10

Презентация «Лебедь, рак и щука –
противоречие механики».

1

12.11

1
2

9
10

Дата по плану

Ноябрьдекабрь

Молекулярная физика
11

Свойства жидкости.

1

19.11

12

Поверхностное натяжение.

1

26.11

13

Капиллярные явления.

1

03.12

14

Решение задач на применение законов
термодинамики

1

10.12

Экологические
проблемы
использования
тепловых
машин.

1

17.12

15

Дата по
факту

16

Составление кроссворда «Эта
молекулярная физика».

Электростатика. Электричество

1

24.12

9

Январь - март

17

Из истории открытия закона Кулона.

1

14.01

18

Напряженность поля различной
конфигурации зарядов.
Потенциал поля различной конфигурации.

1

21.01

1

28.01

1

04.02

1

11.02

22

Влияние
электростатических полей
большой напряженности на
организм человека.
Изучение
устройства и
принципа
действия
электростатического фильтра по очистке
воздуха от пыли.
Наподобие «магометова гроба».

1

18.02

23

Птицы на проводах.

1

25.02

24

Сколько стоит молния.

1

04.03

25

Сделай сам «Магнитные фокусы».

1

11.03

5

Март - апрель

19
20

21

Оптика
26

Мечта о шапке-невидимке.

1

18.03

27

Защитный цвет.

1

01.04

28

Мир из-под воды.

1

08.04

29

Почему заяц косой?

1

15.04

1

22.04

Звук

4

Апрель – май

31

Презентация «Инфра- и ультра- звуки на
службе человека».

1

29.04

32

Курьёзы слуха

1

06.05

30

Составление кроссворда «Что это».

33

Составление кроссвордов на тему «Звук».

1

13.05

34

Зачет за курс «Эта занимательная физика»

1

20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».