Пояснительная записка Курс рассчитан на учащихся универсальных (непрофильных) 10 классов в которых физика изучается на базовом уровне по двухчасовой программе и не даёт учащимся глубоких фундаментальных знаний. Предполагаемый курс направлен на совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики и повышение общего уровня естественно-научной грамотности. Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Место курса в учебном плане. Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) Программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 17.05.2012 №413 « Об утверждении ФГОС СОО» с изм. от 27.12.2023) 2.Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изм. от 29. 05.2024. 3.Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.02.2024)"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" 4.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2024 – 2025 учебный год. Цели: -развитие интереса к физике и решению физических задач; -совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; -формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач. -формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; -формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; -приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; -овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни. Задачи: 1.Удовлетворение познавательных интересов учащихся по физике. 2. Развитие творческого и нестандартного мышления. 3. Привитие навыков исследовательской деятельности. 4. Оказание помощи учащимся при подготовке к олимпиадам, конкурсам по физике. Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать. Системность. Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира. Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода». ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ДАННОГО КУРСА Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется: • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; • в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы; В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование: • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; • понимания необходимости безопасного использования различных устройств; • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся: • правильного использования физической терминологии и символики; • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: 1. традиционная классно-урочная 2. игровые технологии 3. элементы проблемного обучения 4. технологии уровневой дифференциации 6. ИКТ Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты: •сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; •мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). высказывать и обосновывать свою точку зрения; пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: * соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; * понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; * ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. * примечать: при проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. * понимать роль эксперимента в получении научной информации; * проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений; * проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; * проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; * анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; * понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни * Учебно-тематический план №п/п 1 2 3 4 5 Темы занятий Механика Молекулярная физика Электростатика. Электричество Оптика Звук Количество часов 10 6 9 5 4 Содержание элективного курса 1. Механика: Движение тел, брошенного под углом к горизонту. Искусство жонглёров. Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Физическая причина катастрофы «Челюскина». Динамика движения по окружности. Как роют тоннели. Реактивные двигатели. Успехи в освоении космического пространства. Абсолютно упругое и абсолютно неупругое соударения тел. Презентация «Лебедь, рак и щука – противоречие механики». 2. Молекулярная физика: Свойства жидкости. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Решение задач на применение законов термодинамики. Экологические проблемы использования тепловых машин. Составление кроссворда «Эта молекулярная физика». 3. Электростатика. Электричество: Из истории открытия закона Кулона. Напряженность поля различной конфигурации зарядов. Потенциал поля различной конфигурации. Влияние электростатических полей большой напряженности на организм человека. Изучение устройства и принципа действия электростатического фильтра по очистке воздуха от пыли. Наподобие «магометова гроба». Птицы на проводах. Сколько стоит молния. Сделай сам «Магнитные фокусы». 4. Оптика: Мечта о шапке-невидимке. Защитный цвет. Мир из-под воды. Почему заяц косой? Составление кроссворда «Что это». 5. Звук: Презентация «Инфра- и ультра- звуки на службе человека». «Летающий галандец». Курьёзы слуха. Составление кроссвордов на тему «Звук». 6. Итоговое обобщение: зачет. Тематическое планирование 5. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курсов - принимать и понимать физику как науку: - понимать смысл физических законов, принципов, постулатов. Ученик получит возможность научиться: описывать и объяснять: * физические явления: * * * * физические термины и свойства тел: приводить примеры практического применения физических знаний: составлять кроссворды: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 5.Перечень учебно-методической литературы: Учебник физики 10 класса: авторы Г. Я. Мякишев, М.А. Петрова. М.: Дрофа, 2020.2. 2. С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский Физика10 класс. Мнемозина. Москва 2008 3. Я.И. Перельман. Занимательная физика 4. М.И. Блудов Беседы по физике. 5. М.Н. Алексеев Физика юным. 6. Журналы «Физика в школе». Знание. 1. 7. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Перечень средств икт, используемых для реализации настоящей программы: Аппаратные средства: компьютер; сканер; диски видеофрагменты проектор. принтер; видеофильмы презентации Календарно-тематическое планирование № П/п Тема занятий Количе ство часов Механика 10 Сентябрь ноябрь Движение тел, брошенного под углом к горизонту. Искусство жонглёров 1 03.09 1 10.09 3 Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. 1 17.09 4 1 24.09 5 Физическая причина катастрофы «Челюскина». Динамика движения по окружности. 1 01.10 6 Как роют тоннели. 1 08.10 7 Реактивные двигатели. 1 15.10 8 Успехи в освоении космического пространства. Абсолютно упругое и абсолютно неупругое соударения тел. 1 22.10 1 29.10 Презентация «Лебедь, рак и щука – противоречие механики». 1 12.11 1 2 9 10 Дата по плану Ноябрьдекабрь Молекулярная физика 11 Свойства жидкости. 1 19.11 12 Поверхностное натяжение. 1 26.11 13 Капиллярные явления. 1 03.12 14 Решение задач на применение законов термодинамики 1 10.12 Экологические проблемы использования тепловых машин. 1 17.12 15 Дата по факту 16 Составление кроссворда «Эта молекулярная физика». Электростатика. Электричество 1 24.12 9 Январь - март 17 Из истории открытия закона Кулона. 1 14.01 18 Напряженность поля различной конфигурации зарядов. Потенциал поля различной конфигурации. 1 21.01 1 28.01 1 04.02 1 11.02 22 Влияние электростатических полей большой напряженности на организм человека. Изучение устройства и принципа действия электростатического фильтра по очистке воздуха от пыли. Наподобие «магометова гроба». 1 18.02 23 Птицы на проводах. 1 25.02 24 Сколько стоит молния. 1 04.03 25 Сделай сам «Магнитные фокусы». 1 11.03 5 Март - апрель 19 20 21 Оптика 26 Мечта о шапке-невидимке. 1 18.03 27 Защитный цвет. 1 01.04 28 Мир из-под воды. 1 08.04 29 Почему заяц косой? 1 15.04 1 22.04 Звук 4 Апрель – май 31 Презентация «Инфра- и ультра- звуки на службе человека». 1 29.04 32 Курьёзы слуха 1 06.05 30 Составление кроссворда «Что это». 33 Составление кроссвордов на тему «Звук». 1 13.05 34 Зачет за курс «Эта занимательная физика» 1 20.05