Рабочая программа по учебному предмету Химия. Базовый уровень 10 -11 класс

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
Личностные результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным).
Научно-методической основой для разработки планируемых результатов освоения
программ среднего общего образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и
строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими,
социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения,
способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления
личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность
опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации
принятых в обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к
закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других
при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений,
кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;

интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования,
будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных
интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования
жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;

понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и
решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной
культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины,
обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена
общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для
анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных
с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем
в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными
потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность,
закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и
социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных
познавательных и практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы
для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
анализировать информацию различных видов и форм представления, критически
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и
символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;

выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического
эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
Предметные результаты
10класс
Предметные результаты освоения курса «Органическая химия» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность,
электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и
сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет,
функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное
звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических
веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности,
символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания
причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту
и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать
их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и
превращений органических соединений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления
молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ
и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ
для иллюстрации их химического и пространственного строения;
сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических
веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений
(углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные

соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также
приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен,
ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная
кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза,
крахмал, целлюлоза, глицин);
сформированность умения определять виды химической связи в органических
соединениях (одинарные и кратные);
сформированность умения применять положения теории строения органических
веществ А. М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и
строения; закон сохранения массы веществ;
сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и
химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ
(метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен-1,3, бензол,
метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная
кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать
генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с
использованием структурных формул;
сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья
(нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение
продуктов переработки;
сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям
(массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным
массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного
познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных
с веществами и их применением;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с правилами техники безопасности
при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы
определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на
примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм
человека;

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять
знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефноточечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
11класс
Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая химия»
отражают:
сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали атомов, ион,
молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная),
кристаллическая решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева, закон
сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать
их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических
веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления
формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру
(IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ,
углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и
другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного
вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных
растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ
по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д. И.
Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и
прогностическую функции;

сформированность умений характеризовать электронное строение атомов
химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические
уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их
соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование
генетической связи между неорганическими веществами с помощью уравнений
соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные
и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти
реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный
состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в
основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность
представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического
производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических
реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе
или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на
основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных
задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы
определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять
знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефноточечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.

Система оценки достижения планируемых результатов.
10 класс
Новошинский Н. Н. , Новошинская Н.С. Химия 10 класс . –М Русское слово, 2011 год.
Новошинский Н. Н. , Новошинская Н.С Самостоятельные работы по химии 10 класс-М.;
Русское слово, 2011 год.
Новошинский Н. Н. , Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения
10 класс-М.; Русское слово, 2010.
11 класс
Контрольные и проверочные работы к учебнику - Габриеляна О.С. Базовый уровень.
Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. Химия. Базовый уровень. 11 класс.
Контрольные и проверочные работы.
Е. А. Сеген, Л. С. Банасевич и др. «Химия. 11 класс. Сборник контрольных и
самостоятельных работ .
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием
федеральной рабочей программы по химии и разрабатывается на основе
УНИВЕРСАЛЬНОГО КОДИФИКАТОРА распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования и элементов содержания по химии, расположенном на сайте ФИПИ
https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko/sredneye-obshcheyeobrazovaniye/himiya_10-11_un_kodifikator.pdf

2.Содержание учебного предмета, курса;
10 класс
Органическая химия
Теоретические основы органической химии
Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении
новых веществ и материалов. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова,
её основные положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология,
изомерия. Химическая связь в органических соединениях – одинарные и кратные связи.
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура
органических соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших
представителей классов органических веществ.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами органических веществ и материалами на их основе, моделирование молекул
органических веществ, наблюдение и описание демонстрационных опытов по
превращению органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение).
Углеводороды
Алканы: состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан – простейшие
представители алканов: физические и химические свойства (реакции замещения и
горения), нахождение в природе, получение и применение.
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен – простейшие
представители алкенов: физические и химические свойства (реакции гидрирования,
галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации), получение и применение.
Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие химические
свойства (реакция полимеризации). Получение синтетического каучука и резины.
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен –
простейший представитель алкинов: состав, строение, физические и химические свойства
(реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, горения), получение и применение.
Арены. Бензол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
галогенирования и нитрования), получение и применение. Толуол: состав, строение,
физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и
применение. Токсичность аренов. Генетическая связь между углеводородами,
принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы.
Нефть и её происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг
(термический, каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в
промышленности и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами пластмасс, каучуков и резины, коллекции «Нефть» и «Уголь», моделирование
молекул углеводородов и галогенопроизводных, проведение практической работы:
получение этилена и изучение его свойств.
Расчётные задачи.

Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества
исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству
одного из исходных веществ или продуктов реакции).
Кислородсодержащие органические соединения
Предельные одноатомные спирты. Метанол и этанол: строение, физические и
химические свойства (реакции с активными металлами, галогеноводородами, горение),
применение. Водородные связи между молекулами спиртов. Действие метанола и этанола
на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение, физические и
химические свойства (взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на
многоатомные спирты). Действие на организм человека. Применение глицерина и
этиленгликоля.
Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства. Токсичность
фенола. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Формальдегид, ацетальдегид: строение, физические и
химические свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции),
получение и применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты:
строение, физические и химические свойства (свойства, общие для класса кислот, реакция
этерификации), получение и применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как
представители высших карбоновых кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот,
их моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров.
Жиры. Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров.
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза –
простейший моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические
свойства (взаимодействие с гидроксидом меди(II), окисление аммиачным раствором
оксида серебра(I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе,
применение, биологическая роль. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы.
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы.
Физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: проведение,
наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные
реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди(II)), многоатомных
спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II)), альдегидов (окисление
аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II), взаимодействие
крахмала с иодом), проведение практической работы: свойства раствора уксусной
кислоты.
Расчётные задачи.
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества
исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству
одного из исходных веществ или продуктов реакции).
Азотсодержащие органические соединения.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и
химические свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение
аминокислот. Пептиды.

Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная, вторичная и
третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация,
качественные реакции на белки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: наблюдение и
описание демонстрационных опытов: денатурация белков при нагревании, цветные
реакции белков.
Высокомолекулярные соединения
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные
методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении органической химии в 10 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: явление, научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, молекула, энергетический уровень,
вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы
их измерения.
Биология: клетка, организм, биосфера, обмен веществ в организме, фотосинтез,
биологически активные вещества (белки, углеводы, жиры, ферменты).
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология: пищевые продукты, основы рационального питания, моющие средства,
лекарственные и косметические препараты, материалы из искусственных и синтетических
волокон.
11 класс
Общая и неорганическая химия
Теоретические основы химии
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка.
Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности
распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов.
Электронная конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Связь периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева с современной теорией строения атомов. Закономерности
изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ
по группам и периодам. Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная
неполярная и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной

химической связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава
вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля
вещества в растворе.
Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических
веществ. Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным
классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые реакции.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных
растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстрация
таблиц «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», изучение
моделей кристаллических решёток, наблюдение и описание демонстрационных и
лабораторных опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора,
определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, реакции
ионного обмена), проведение практической работы «Влияние различных факторов на
скорость химической реакции».
Расчётные задачи.
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты,
расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества».
Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства
неметаллов. Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных
соединений).
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов металлов. Общие
физические свойства металлов. Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний,
алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений.
Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: изучение
коллекции «Металлы и сплавы», образцов неметаллов, решение экспериментальных

задач, наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов
(взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей, качественные
реакции на катионы металлов).
Расчётные задачи.
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества,
массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма,
количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины. Понятие о научных методах познания веществ и химических
реакций.
Представления об общих научных принципах промышленного получения
важнейших веществ.
Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, органические и минеральные удобрения.
Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов,
правила безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении общей и неорганической химии в
11 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий,
так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент,
моделирование, измерение, явление.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп,
радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость.
Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и микроэлементы,
витамины, обмен веществ в организме.
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология:
химическая
промышленность,
металлургия,
производство
строительных
материалов,
сельскохозяйственное
производство,
пищевая
промышленность, фармацевтическая промышленность, производство косметических
препаратов, производство конструкционных материалов, электронная промышленность,
нанотехнологии.

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания.
10 класс
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
11 класс
-создание благоприятных условий для развития ценностных отношений к знаниям как
интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда; применение на уроке интерактивных

форм работы учащихся: - интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; формирование стремления узнавать новое,
проявлять любознательность, ценить знания; формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики; инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
п/п

1

Тема урока с учетом рабочей
программы воспитания

Предмет органической химии, её
возникновение, развитие и
значение

2

Теория строения органических
соединений А. М. Бутлерова, её
основные положения

3

Представление о классификации
органических веществ.
Номенклатура (систематическая)
и тривиальные названия
органических веществ

4

Алканы: состав и строение,
гомологический ряд

Кол-во
часов

Дата
Характеристика основных видов учебной деятельности

план

04.09

1

понятия: органическая химия, природные, искусственные и
синтетические соединения. понятие «валентность», как аналог
понятия «степень окисления». определять валентность и степень
окисления химических элементов в органических соединениях.

11.09.

1

основные положения ТХС Бутлерова; понятия: «изомерия» и
«изомеры»; «гомолог», «гомологический ряд» и
«гомологическая разность». Понимать значения ТХС в
современной химии. составлять структурные формулы
органических соединений.

18.09

1

основные положения ТХС Бутлерова; понятия: «изомерия» и
«изомеры»; «гомолог», «гомологический ряд» и
«гомологическая разность». Понимать значения ТХС в
современной химии. составлять структурные формулы
органических соединений.

1

важнейшие химические понятия: гомологический ряд,
пространственное строение алканов. Правила составления
названий алканов; важнейшие физические и химические свойства
метана как представителя предельных углеводородов.Проводить
поиск химической информации с использованием различных
источников. Называть алканы по международной номенклатуре.

25.09.

факт

5

6

Метан и этан — простейшие
представители алканов

Алкены: состав и строение,
свойства

7

Этилен и пропилен —
простейшие представители
алкенов

8

Практическая работа № 1.
«Получение этилена и изучение
его свойств»

9

10

Алкадиены. Бутадиен-1,3 и
метилбутадиен-1,3. Получение
синтетического каучука и резины

Алкины: состав и особенности
строения, гомологический ряд.
Ацетилен — простейший
представитель алкинов

1

знать химические свойства метана как основного представителя
предельных углеводородов.
проводить поиск химической информации с использованием
различных источников.

1

правила составления названий алкенов; важнейшие физические и
химические свойства этена, как основного представителя
непредельных углеводородов; качественные реакции на кратную
связь.
называть алкены по международной номенклатуре.

1

Правила составления названий алкенов; важнейшие физические и
химические свойства этена, как основного представителя
непредельных углеводородов; качественные реакции на кратную
связь.
Называть алкены по международной номенклатуре

1

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами в соответствии с правилами техники безопасности,
описывать химический эксперимент с помощью языка химии,
делать выводы по результатам эксперимента

1

гомологический ряд алкадиенов; правила составления названий
алкадиенов; свойства каучука, области его применения.
называть алкадиены по международной номенклатуре;
проводить поиск химической информации с использованием
различных источников

1

правила составления названий алкинов; важнейшие физические и
химические свойства этина, как основного представителя алкинов;
качественные реакции на кратную связь.
называть алкины по международной номенклатуре

11

Вычисления по уравнению
химической реакции

1

12

Арены: бензол и толуол.
Токсичность аренов

1

13

Генетическая связь
углеводородов, принадлежащих к
различным классам

1

14

Природные источники
углеводородов: природный газ и
попутные нефтяные газы, нефть .

15

16

17

Способы переработки нефти:
перегонка, крекинг (термический,
каталитический),
пиролиз.
Продукты переработки нефти, их
применение в промышленности и
в быту. Каменный уголь и
продукты его переработки.
Контрольная работа по разделу
«Углеводороды»

Предельные одноатомные
спирты: метанол и этанол.
Водородная связь

Проводить вычисления по уравнениям химических реакций
важнейшие физические и химические свойства бензола, как
основного представителя аренов.
определять возможности протекания химических превращений;
составлять уравнения реакций, цепочки превращений

1

важнейшие направления использования нефти: в качестве
энергетического сырья и основы химического синтеза.
проводить поиск химической информации с использованием
различных источников.

1

важнейшие направления использования нефти: в качестве
энергетического сырья и основы химического синтеза.
проводить поиск химической информации с использованием
различных источников.

1

1

применять полученные знания и сформированные умения для
решения учебных задач
строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы
номенклатуры спиртов и типы изомерии у них. Основные способы
получения и применения важнейших представителей класса
спиртов.
сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов на
основе анализа строения молекул спиртов.

18

Многоатомные спирты:
этиленгликоль и глицерин

19

Фенол: строение молекулы,
физические и химические
свойства, применение

20

Альдегиды: формальдегид и
ацетальдегид. Ацетон

21

Одноосновные предельные
карбоновые кислоты: муравьиная
и уксусная

22

Практическая работа № 2.
«Свойства раствора уксусной
кислоты»

23

Стеариновая и олеиновая
кислоты, как представители
высших карбоновых кислот

1

строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы
номенклатуры спиртов и типы изомерии у них. Основные способы
получения и применения важнейших представителей класса
спиртов.
сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов на
основе анализа строения молекул спиртов.

1

особенности строения молекул фенола и на основе этого основные
способы получения и применения фенола.
предсказывать его свойства.

1

гомологические ряды и основы номенклатуры альдегидов;
строение карбонильной группы; важнейшие свойства основных
представителей этого класса, их значение в природе и
повседневной жизни человека.
проводить качественные реакции на альдегидную группу,
записывать уравнения проведённых реакций.

1

гомологические ряды и основы номенклатуры карбоновых кислот;
строение карбоксильной группы; общие свойства карбоновых
кислот; значение карбоновых кислот в природе и жизни человека.
проводить сравнение свойств карбоновых кислот со свойствами
минеральных кислот.

1

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами в соответствии с правилами техники безопасности,
описывать химический эксперимент с помощью языка химии,
делать выводы по результатам эксперимента

1

гомологические ряды и основы номенклатуры карбоновых кислот;
строение карбоксильной группы; общие свойства карбоновых
кислот; значение карбоновых кислот в природе и жизни человека.
проводить сравнение свойств карбоновых кислот со свойствами
минеральных кислот.

24

Мыла как соли высших
карбоновых кислот, их моющее
действие

25

Сложные эфиры как производные
карбоновых кислот. Гидролиз
сложных эфиров

26

Жиры: гидролиз, применение,
биологическая роль жиров

27

Углеводы: состав,
классификация. Важнейшие
представители: глюкоза,
фруктоза, сахароза

28

Крахмал и целлюлоза как
природные полимеры

29

Контрольная работа по разделу
«Кислородсодержащие
органические соединения»

1

гомологические ряды и основы номенклатуры карбоновых кислот;
строение карбоксильной группы; общие свойства карбоновых
кислот; значение карбоновых кислот в природе и жизни человека.
проводить сравнение свойств карбоновых кислот со свойствами
минеральных кислот.

1

строение, получение, свойства и использование в быту сложных
эфиров и жиров.
получать сложные эфиры, определять свойства жиров.

1

строение, получение, свойства и использование в быту сложных
эфиров и жиров.
получать сложные эфиры, определять свойства жиров.

1

особенности строения углеводов, их классификацию и значение;
химические свойства глюкозы; применение глюкозы; значение
глюкозы в природе и жизни человека.
объяснять свойства глюкозы на основании строения молекулы;
объяснять явления, происходящие в быту, пользуясь
приобретенными знаниями; прогнозировать свойства глюкозы на
основе ее строения.

1

особенности строения углеводов, их классификацию и значение;
химические свойства глюкозы; применение глюкозы; значение
глюкозы в природе и жизни человека.
объяснять свойства глюкозы на основании строения молекулы;
объяснять явления, происходящие в быту, пользуясь
приобретенными знаниями; прогнозировать свойства глюкозы на
основе ее строения.

1

применять полученные знания и сформированные умения для
решения учебных задач

30

Амины: метиламин и анилин

31

Аминокислоты как амфотерные
органические соединения, их
биологическое значение.
Пептиды

1

классификацию, виды изомерии аминов и основы их
номенклатуры; основные способы получения аминов и их
применение.
проводить сравнение свойств аминов и аммиака.

1

классификацию, виды изомерии аминокислот и основы их
номенклатуры. предсказывать химические свойства
аминокислот, опираясь на полученные знания об их химической
двойственности; объяснять применение и биологическую
функцию аминокислот.

1

строение и важнейшие свойства белков; активно использовать
межпредметные связи с биологией, валеологией.
давать характеристику белкам как важнейшим составным
частям пищи; практически осуществлять качественные цветные
реакции на белки

1

Различать полимеризацию поликонденсацию.Приводить примеры
этих способов получения полимеров. Описывать синтетические
каучуки, пластмассы и волокна на основе связи свойства —
применение. Классифицировать полимеры по различным
основаниям.Устанавливать связи тмежду свойствами полимеров и
областями их применения

Основные методы синтеза
высокомолекулярных
соединений. Пластмассы,
каучуки, волокна

1

Различать полимеризацию поликонденсацию.Приводить примеры
этих способовполучения полимеров. Описывать синтетические
каучуки, пластмассы и волокна на основе связи свойства —
применение. Классифицировать полимеры по различным
основаниям.Устанавливать связи тмежду свойствами полимеров и
областями их применения.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

32

Белки как природные
высокомолекулярные соединения

33

Основные понятия химии
высокомолекулярных
соединений.
Итоговый тест на
промежуточную аттестацию .

34

11 класс
№
п/п

1

Тема урока с учетом рабочей
программы воспитания

Химический элемент. Атом. Электронная
конфигурация атомов

2

Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д. И.
Менделеева, их связь с современной
теорией строения атомов

3

Закономерности изменения свойств
химических элементов и их соединений
по группам и периодам. Значение
периодического закона и системы
химических элементов Д.И. Менделеева в
развитии науки

4

Строение вещества. Химическая связь, её
виды; механизмы образования
ковалентной связи. Водородная связь

Характеристика основных видов учебной
деятельности

Дата

02.09.

1

Аргументировать сложное строение атома как системы,
состоящей из ядра и электронной оболочки.
Характеризовать уровни строения вещества.
Описывать устройство и работу Большого адронного
коллайдера

09.09.

1

Описывать строением атома химического элемента на
основе его положения в периодической системе
Д. И. Менделеева. Записывать электронные и электроннографические формулы химических элементов.
Определять отношение химического элемента к
определённому электронному семейству

16.09.

1

Представлять развитие научных теорий по спирали на
основе трёх формулировок Периодического закона и
основных направлений развития теории строения
(химического, электронного и пространственного).
Характеризовать роль практики в становлении и развитии
химической теории.
Описывать типы химических связь, как результат
образования общих электронных пар или как результат
перекрывания электронных орбиталей.
Классифицировать химические связи по ЭО.
Характеризовать физические свойства в соответствии с
типом кристаллической решётки

23.09

Кол-во
часов

1

план

факт

5

Валентность. Электроотрицательность.
Степень окисления. Вещества
молекулярного и немолекулярного
строения

6

Понятие о дисперсных системах.
Истинные и коллоидные растворы.
Массовая доля вещества в растворе

7

8

9

Классификация и номенклатура
неорганических соединений.
Генетическая связь неорганических
веществ, различных классов

Классификация химических реакций в
неорганической и органической химии.
Закон сохранения массы веществ; закон
сохранения и превращения энергии при
химических реакциях

Скорость реакции. Обратимые реакции.
Химическое равновесие

30.09.
1

1

Характеризовать различные типы дисперсных систем на
основе агрегатного состояния дисперсной фазы и
дисперсионной среды. Раскрывать роль различных типов
дисперсных систем в жизни природы и общества.

1

Характеризуют понятие «генетический ряд».
Иллюстрируют генетическую взаимосвязь между
веществами:простое вещество — оксид — гидроксид —
соль. Записывают уравнения реакций, соответствующих
последовательности («цепочке») превращений
неорганических и органических веществ различных
классов

1

Определять принадлежность химической реакции к тому
или иному типу на основании по различных признаков.
Отражать на письме тепловой эффект химических
реакций с помощью термохимических уравнений.
Подтверждать количественную характеристику экзо- и
эндотермических реакций расчётами по термохимическим
уравнениям.

1

Устанавливать зависимость скорости химической реакции
от природы реагирующих веществ, их концентрации,
температуры и площади их соприкосновения.
Раскрывать роль катализаторов как факторов увеличения
скорости химической реакции и рассматривать
ингибиторы как «антонимы» катализаторов. Проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент

10

Практическая работа № 1. «Влияние
различных факторов на скорость
химической реакции»

1

Планировать, проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности

11

Электролитическая диссоциация.
Понятие о водородном показателе (pH)
раствора. Реакции ионного обмена.
Гидролиз органических и неорганических
веществ

1

Определять тип гидролиза соли на основе анализа её
состава.Классифицировать гидролиз солей
по катиону и аниону.Характеризовать роль гидролиза
органических соединений, как химической основы обмена
веществ и энергии в живых организмах.
Проводить, наблюдать и описывать химический эксп

12

Окислительно-восстановительные
реакции. Понятие об электролизе
расплавов и растворов солей

1

Определять окислительно-восстановительные реакции
как процессы с изменением степеней окисления
элементов веществ, участвующих в реакции.
Различать окислитель и восстановитель, процессы
окисления и восстановления.Составлять уравнения ОВР
на основе электронного баланса. Проводить, наблюдать и
описывать химический эксперимент

13

Контрольная работа по разделу
«Теоретические основы химии»

1

14

Металлы, их положение в Периодической
системе химических элементов Д. И.
Менделеева и особенности строения
атомов. Общие физические свойства
металлов

применять полученные знания и сформированные
умения для решения учебных задач

1

Характеризовать физические и химические свойства
металлов как функцию строения их атомов и кристаллов
на основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.Наблюдать и
описывать химический эксперимент

15

Сплавы металлов. Электрохимический
ряд напряжений металлов

1

Характеризовать физические и химические свойства
металлов как функцию строения их атомов и кристаллов
на основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.Наблюдать и
описывать химический эксперимент

16

Химические свойства важнейших

1

Характеризовать физические и химические свойства

металлов (натрий, калий, кальций,
магний, алюминий) и их соединений

17

Химические свойства цинка, железа и их
соединений

18

Химические свойства хрома, меди и их
соединений

19

Практическая работа № 2. "Решение
экспериментальных задач по теме
«Металлы»"

20

21

Неметаллы, их положение в
Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева и
особенности строения атомов

Физические свойства неметаллов.
Аллотропия неметаллов (на примере
кислорода, серы, фосфора и углерода)

металлов как функцию строения их атомов и кристаллов
на основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.
Наблюдать и описывать химический эксперимент

1

Характеризовать физические и химические свойства
металлов как функцию строения их атомов и кристаллов
на основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.
Наблюдать и описывать химический эксперимент

1

Характеризовать физические и химические свойства
металлов как функцию строения их атомов и кристаллов
на основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.
Наблюдать и описывать химический эксперимент

1

Планировать, проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.Характеризовать общие
химические свойства неметаллов в свете ОВР и их
положения неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперим

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.Характеризовать общие
химические свойства неметаллов в свете ОВР.

22

23

24

Химические свойства галогенов, серы и
их соединений

Химические свойства азота, фософра и их
соединений

Химические свойства углерода, кремния
и их соединений

25

Применение важнейших неметаллов и их
соединений

26

Обобщение и систематизация знаний по
теме «Неметаллы». Вычисления по
уравнениям химических реакций и
термохимические расчёты

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.Характеризовать общие
химические свойства неметаллов в свете ОВР.

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.Характеризовать общие
химические свойства неметаллов в свете ОВР и их
положения неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперим

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.Характеризовать общие
химические свойства неметаллов в свете ОВР и их
положения неметаллов в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперим

1

Описывать особенности положения неметаллов в
Периодической таблице Д. И. Менделеева, строение их
атомов и кристаллов.Сравнивать способность к
аллотропии с металлами.
Наблюдать и описывать химический эксперим

1

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении
темы.Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом

27

Практическая работа № 3. «Решение
экспериментальных задач по теме
"Неметаллы"»

1

Планировать, проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности

28

Контрольная работа по темам «Металлы»
и «Неметаллы»

1

применять полученные знания и сформированные
умения для решения учебных задач

29

Неорганические и органические кислоты.
Неорганические и органические
основания

30

Амфотерные неорганические и
органические соединения. Генетическая
связь неорганических и органических
веществ

31

Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и
пищевой безопасности, развитии
медицины

32

Представления об общих научных
принципах промышленного получения
важнейших веществ

1

Соотносить представителей органических и
неорганических кислот с соответствующей
классификационной группой. Описывать общие свойства
органических и неорганических кислот в свете ТЭД и с
позиции окисления-восстановления катиона водорода или
аниона кислотного остатка.Определять особенности
химических свойств азотной, концентрированной серной
и муравьиной кислот. Проводить, наблюдать и объяснять
результаты проведённого химического эксперимента

1

Характеризовать органические и неорганические
амфотерные соединения как вещества с двойственной
функцией кислотно-основных свойств. Аргументировать
свойства аминокислот как амфотерных органических
соединений. Раскрывать на основе межпредметных связей
с биологией роль аминокислот в организации жизни

1

Аргументировать необходимость химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека. Уметь получать необходимую
информацию с маркировок на упаковках различных
промышленных и продовольственных товаров

1

Характеризовать химическую технологию как
производительную силу общества.Описывать химические
процессы, лежащие в основе производства аммиака и
метанола, с помощью родного языка и языка химии.

Устанавливать аналогии между двумя производствами.
Формулировать общие научные принципы химического
производства

33

34

Человек в мире веществ и материалов

Химия и здоровье человека

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Аргументировать необходимость химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека. Уметь получать необходимую
информацию с маркировок на упаковках различных
промышленных и продовольственных товаров

1

Аргументировать необходимость химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека. Уметь получать необходимую
информацию с маркировок на упаковках различных
промышленных и продовольственных товаров

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».