Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 с измен. от 22.01.2024) 2.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изм. от 29. 05.2024. 3.Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.02.2024)"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" 4.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2024 – 2025 учебный год. 5.Федеральной рабочей программы по учебному предмету биология. I.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. По окончанию 9 класса выпускник получит возможность научиться: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; По окончанию 9 класса выпускник получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9 КЛАСС Общие биологические закономерности Биология как наука Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Клетка Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Организм Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Вид Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Экосистемы. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы: 9 класс № уро ка Тема урока с учетом РП воспитания Кол-во часов Дата проведения Характеристика основных видов деятельности План 1 Введение. Биология — наука о жизни. 1 Приводить примеры дифференциации и интеграции 2.09.24 Биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку 2 Методы исследования в биологии 1 Перечислять методы научного исследования. Отличать гипотезу от теории, научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. 3 Сущность жизни и свойства живого 1 Называть и описывать свойства живого и их проявление. Различать процессы 9.09 обмена у живых организмов и в не живой природе 4 Молекулярный уровень. Молекулярный уровень: общая характеристика. 1 Выделять группы полимеров и 12.09 Находить различия между ними. Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам. Характеризовать биологическую роль углеводов 5 Органические вещества Углеводы 1 Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам. Характеризовать биологическую роль углеводов. 16.09 6 Липиды 1 Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Характеризовать биологическую роль липидов 19.09 7 Состав и строение белков 1 Узнавать пространственную структуру белка. Характеризовать уровни структурной организации белка. Описывать механизм денатурации 23.09 1 Называть и описывать функции белков. Объяснять причины многообразия функций белков. Приводить примеры белков, выполняющих разные функции 26.09 30.09 8 Функции белков. Биологические катализаторы, химические реакции 9 Нуклеиновые кислоты 1 Называть нахождение ДНК и РНК в клетке, мономер нуклеиновых кислот. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК 10 АТФ и другие органические 1 Характеризовать биологическую роль АТФ. Описывать механизм 5.09 Факт соединения клетки высвобождения энергии 11 Биологические катализаторы Практическая работа №1 «Основные группы витаминов» 1 Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов хим. реакциях 03.10 12 Вирусы 1 . Доказывать, что вирусы – живые организмы, внутриклеточные паразиты. Выделять особенности строения вируса 7.10 13 Клеточный уровень Проверочная работа №1 по теме: «Молекулярный уровень». Клеточный уровень: общая характеристика. 1 Называть жизненные свойства клетки, положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных 10.10 1 Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану 14.10 14 Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана Описывать строение и характеризовать ее функции. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза 15 Ядро 1 Описывать на таблицах строение ядра. Объяснять механизм строения хромосом. 17.10 16 Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. 1 Называть функции органоидов. Описывать на таблицах основные органоиды клеток эукариот. Отличать по строению гладкую ЭПС от шероховатой 21.10 17 Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. 1 Отличать виды пластид, называть функции органоидов 24.10 18 Особенности строения клеток эукариот и прокариот 1 . Узнавать и различать клетки прокариот и эукариот. 28.10 19 Лабораторная работа №1 по теме:» Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий» 1 Узнавать и различать клетки прокариот и эукариот. 31.10 20 Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 1 Уметь описывать на таблицах процесс спорообразования. Узнавать и различать клетки прокариот и эукариот. 04.11 21 Энергетический обмен в клетке 1 Уметь перечислять этапы диссимиляции. Характеризовать этапы энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. 07.11 22 Фотосинтез и хемосинтез 1 Уметь выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза 23 Автотрофы и гетеротрофы 1 Уметь перечислять способы питания. Классифицировать организмы по 14.11 способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. 24 Синтез белков в клетке 1 Приводить доказательства сущность генетического кода. Характеризовать механизм транскрипции. Анализировать содержание определений 18.11 25 Деление клетки. Митоз 1 Описывать процессы, происходящие в разных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза 21.11 26 Проверочная работа №2 по теме: «Клеточный уровень» 1 Обобщить и систематизировать полученные знания. 25.11 27 Организменный уровень. Размножение организмов Практическая работа №2 «Основные способы размножения» 1 Уметь называть основные формы бесполого размножения. Объяснять 28.11 Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. 1 29 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 1 Уметь характеризовать сущность эмбрионального периода Размножения. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов. Называть виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие. 05.12 30 Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание 1 Уметь описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Составлять схему моногибридного скрещивания 09.12 31 Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание 1 Уметь описывать механизм неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования 12.12 32 Решение задач на моногибридное скрещивание 1 Уметь описывать механизм неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования 16.12 33 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 1 Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Анализировать схему дигибридного Скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания 19.12 28 11.11 биологическое значение бесполого размножения. Уметь описывать по таблицам строение половых клеток. 02.12 Объяснять биологическое значение полового размножения Объяснять причины наследственности и изменчивости 34 Решение задач на законы Г.Менделя 1 Составлять схемы решения задач на 1,2, 3 законы Менделя 23.12 35 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 1 Давать определения терминам. Изучение и первичное закрепление. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании 26.12 36 Решение задач на генетику пола 1 Давать определения терминам. Изучение и первичное закрепление. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании 37 Взаимодействие генов 1 Знать виды взаимодействия генов. 38 Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции 1 Приводить примеры модификаций, нормы 39 Лабораторная работа №2 «Изучение фенотипов растений» 1 Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно 40 Практическая работа №1 по теме: «Решение генетических задач» 1 Обобщать и систематизировать полученные знания. Давать определения терминам. Называть виды наследственной изменчивости, свойства мутаций. Объяснять причины мутаций 41 Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. 1 Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Анализировать содержание определений основных понятий. 42 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов 1 Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. 43 Популяционный-видовой уровень. 1 Обобщить и систематизировать полученные знания. Перечислять критерии вида. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида 1 Уметь называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция Общая характеристика 44 Экологические факторы и условия среды. 45 Лабораторная работа №3 «Морфологические особенности растений различных видов» 1 Уметь называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция 46 Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. 1 Уметь отличать естественную классификацию от искусственной 47 Популяция как элементарная единица эволюции. 1 Уметь называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция 48 Борьба за существование и естественный отбор. 1 Уметь различать виды борьбы за существование. 49 Видообразование 1 Знать виды видообразования. 50 Макроэволюция. 1 Умет называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция 51 Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптаций (у животных) 1 Знать развитие эволюционных представлений. 52 Экосистемный уровень. 1 Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать свойства экосистем Сообщество, экосистема, биогеоценоз 53 Состав и структура сообщества 1 Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем 54 Межвидовые отношения организмов в экосистеме. 1 Описывать проявление перевернутой пирамиды численности. Использовать правило 10% при расчете потребности организма в веществе Практическая работа №2 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме» (на примере аквариума)» 55 Потоки веществ и энергии в экосистеме 1 Называть типы сукцессионных изменений. Объяснять причины и сущность сукцессии. Описывать свойства сукцессий 56 Саморазвитие экосистемы 1 Называть типы сукцессионных изменений. Объяснять причины и сущность сукцессии. Описывать свойства сукцессий 57 Проверочная работа №3 по теме: 1 Называть признаки, свойства и компоненты биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы 1 Уметь называть вещества, многократно используемые организмами в процессе жизнедеятельности «Экосистемный уровень» 58 Биосферный уровень Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. 59 Круговорот веществ в биосфере 1 Уметь называть вещества, многократно используемые организмами в процессе жизнедеятельности 60 Эволюция биосферы 1 Знать пути эволюции биосферы. 61 Гипотезы возникновения жизни 1 Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении Жизни 62 Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы 1 Уметь приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни 63 Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни 1 Давать определения терминам. Описывать начальные этапы биологической эволюции 64 Развитие жизни в мезозое и кайнозое 1 Приводить примеры растений и животных, существовавших в приводиться примеры идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя 65 Антропогенное воздействие на биосферу. 1 Определять отрицательное и положительное влияние на биосферу 66 Основы рационального природопользования 1 Определять отрицательное и положительное влияние на биосферу 67 Проверочная работа №4 по теме: 1 Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении «Биосферный уровень» 68 Решение молекулярных задач Жизни. 1 Решение молекулярных задач