Рассмотрено и рекомендовано
на заседании ШМО учителей
ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
МАОУ Абатская СОШ №1
_____________ И.В. Марашова
«_______»____________2024 г.
Протокол № _______
«Согласовано»
зам. директора по УВР
МАОУ Абатская СОШ №1
_____________Т.В. Сухарева
«_______»___________2024г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ Абатская СОШ
№1
_____________Е.В. Бажина
Приказ от «____»_______2024 г.
Рабочая программа
предметный курс «Работа с текстом»
11 класс
Примерная программа составлена на основе
примерной рабочей программы старшего общего
образования по предмету «Литература»
Составитель: Л.С. Глуходед,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Абатская СОШ №1
первая квалификационная категория
с. Абатское
2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Работа с текстом» для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.). Программа
разработана на основе авторской программы элективного курса авторской программы элективного курса «Работа с текстом» (автор Беднарская
Л.Д.).
Актуальность данного элективного курса обусловлена недостаточной разработанностью данного раздела в рамках основного курса
дисциплины «Русский язык», а также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к выполнению заданий ЕГЭ по русскому
языку. Также изучение данного курса послужит дальнейшему развитию умений восприятия различных текстов, их анализа, использования
выразительных возможностей языка в собственной речи учащихся.
Элективный курс «Работа с текстом» имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает не только
формирование круга знаний учащихся, но и развитие у них навыков самостоятельного постижения смысла различных текстов с опорой на
выявление закономерностей художественной формы, умений формулировать свои суждения о прочитанном. В основе курса лежит повторение,
систематизация и углубление сведений о тексте, полученных обучающимися на предыдущей ступени обучения.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение,
доказывать его, используя примеры исходного текста. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку,
поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их анализа, приобретут навык создания на основе
чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного.
Занятия по темам курса помогают формировать:
лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ текста, определять авторскую позицию,
выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно
излагать свои мысли, составлять связное;
языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых
норм;
коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать
собственные высказывания.
В программе нашёл отражение личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у
школьников потребности и способности творческого чтения как эстетической деятельности. Чтение и анализ различных текстов предусматривает
собственную интерпретацию их учащимися.
Курс имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает не только формирование круга знаний учащихся, но и
развитие у них навыков самостоятельного постижения смысла различных текстов с опорой на выявление закономерностей художественной
формы, умений формулировать свои суждения о прочитанном. В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений о тексте,
полученных обучающимися на предыдущей ступени обучения.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение,
доказывать его, используя примеры исходного текста. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку,
поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их анализа, приобретут навык создания на основе
чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного.
Программа элективного курса «Работа с текстом» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю).
Срок реализации программы 1 учебный год.
Цель курса: формировать навыки восприятия, понимания, анализа текстов разных функциональных стилей, совершенствовать умения
создания собственных текстов.
Задачи:
систематизация знаний о тексте, способах выражения темы, о средствах связи предложений в тексте, типах и стилях речи;
развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
совершенствование и развитие навыков передачи в письменной форме своего понимания поставленных в тексте проблем, собственной
оценки фактов и явлений;
совершенствование умений правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными,
грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития, информационных умений и навыков;
воспитание личности, бережно относящейся к слову, как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Планируемые предметные результаты изучения элективного курса «Работа с текстом»
Выпускник научится:
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функциональносмысловому типу и стилю;
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой и
определенных жанров;
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме).
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста, подбирать и использовать
языковые средства в зависимости от типа текста;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления, комментировать авторские высказывания на различные темы;
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
Содержание учебного курса
Текст. Тема текста. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и связность. Тема и идея текста. Способы выражения темы текста.
Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. Поиск в смысловых частях ключевых слов.
Практическая работа с текстом: определение темы проблем исходного текста.
Способы связи предложений в тексте. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические
средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.). Грамматические средства
связи предложений в тексте. Союзы и местоимения в связующей функции. Обнаружение внутри смысловых частей местоименной и союзной
связи между предложениями. Именительный представления как средство связи. Парцеллированные конструкции. Отрыв члена предложения или
придаточного предложения от базовой части. Семантика отчленяемого фрагмента. Наблюдения над разнообразными способами связи
предложений в тексте и смысловых частях текста.
Типы речи. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства
выражения описания. Рассуждение. Построение рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая работа. Определение
типа речи в частях текста.
Стиль текста. Понятие стиля теста. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного,
публицистического, научного стилей». Особенности текстов публицистического и художественного стиля. Разноаспектный анализ текстов
различных стилей.
Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста. Лексические средства выразительности текста. Тропы
как средство выразительности художественного текста. Синтаксические средства выразительности текста. Стилистические фигуры как средство
выразительности текста. Определение средств художественной выразительности в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств,
оформляющих текст
Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды
и формы вступления. Виды заключения. Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы. Ошибки при формулировании
проблемы. Комментарий к проблеме текста. Концепционный и текстуальный комментарий. Особенности написания комментария к проблеме
текста. Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. Речевое
оформление сочинения. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Формы организации учебных занятий:
развёрнутый ответ на вопрос;
анализ эпизода;
комментирование текста;
развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
сочинение-рассуждение на основе исходного текста
Виды учебной деятельности:
чтение и обсуждение содержания текстов;
участие в дискуссии; создание письменных текстов с учётом языковых норм современного русского литературного языка;
рецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными
источниками:
учебно-научными текстами, текстами художественной литературы, справочной литературой, средствами массовой информации.
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
План
I полугодие (17 часов)
Текст. Тема текста (5 ч)
Понятие о тексте. Основные признаки текста.
1
Первоначальная работа с текстом. Тема и идея текста.
1
Способы выражения темы текста. Заглавие.
1
Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка.
1
Практическая работа. Определение темы и проблем исходного
1
текста.
Способы связи предложений в тексте (6 ч)
Способы связи предложений в тексте.
1
Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы,
1
антонимы и т.д.).
Грамматические средства связи. Союзы в связующей функции.
1
Местоимения в связующей функции. Именительный
1
представления как средство связи. Парцелляция.
Практическая работа. Определение способа связи предложений 1
в тексте.
Типы речи (4 ч)
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства
1
выражения повествования.
Описание. Языковые средства выражения описания.
1
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
1
Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.
1
Стиль текста (3 ч)
Понятие стиля теста.
1
Особенности текстов публицистического стиля.
1
Особенности текстов художественного стиля.
1
II полугодие. (17 часов)
Средства выразительности текста (6ч.)
Средства художественной выразительности текста.
1
Дата
проведения
Факт
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Лексические средства выразительности текста.
Тропы как средство выразительности художественного текста.
Синтаксические средства выразительности текста.
Стилистические фигуры как средство выразительности текста.
Практическая работа. Определение средств художественной
выразительности в тексте.
1
1
1
1
1
Сочинение-рассуждение на основе текста (11 ч)
Основные требования к сочинению. Критерии оценивания
1
сочинения.
Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды
1
заключения.
Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы 1
текста. Ошибки при формулировании проблемы.
Комментарий к проблеме текста. Особенности написания
1
комментария к проблеме текста.
Авторская позиция в художественном тексте. Выявление
авторской позиции.
Речевое оформление сочинения. Виды ошибок.
Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному
тексту.
Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту.
1
Практическая работа. Анализ оценки сочинения по
прочитанному тексту
Практическая работа. Анализ оценки сочинения по
прочитанному тексту.
Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по
прочитанному тексту.
1
Итого: 34 часа.
1
1
1