Пояснительная записка к рабочей программе.
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ
от 17.05.2012 №413 « Об утверждении ФГОС СОО» с изм. )
2.Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от
30.08.2023 г. № 18, с изм. от 23. 05.2025.
3. Приказа Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"
4.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2025 – 2026 учебный год.
Изучение данного курса на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для
подросткового возраста;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической
и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности,
веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация
себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию
образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой
и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез
является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в
схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать / рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического)
на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать ин-формационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов;
- особенности и структуру проекта;
- методы анализа проблемной ситуации;
- методы постановки цели, задач, гипотез;
- виды информационных источников;
- способы обработки информации;
- основные правила работы над паспортом проекта;
- требования к оформлению паспорта проекта;
- критерии оценивания продукта проекта;
- формы презентации проекта;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- формулировать цель на основании заданной проблемы;
- выстраивать в хронологической последовательности действия для достижения поставленной цели;
- пользоваться различными видами информационных источников;
- искать информацию по заданному параметру;
- сопоставлять информацию из разных источников;
- оформлять продукт исследовательской деятельности в форме паспорта;
- составлять тезисы;
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к проекту;
- создавать презентацию в качестве поддержки к выступлению;
- оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.
Содержание программного материала.
Особенности проектной деятельности.
Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной
деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практикоориентированные проекты, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и
характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные,
долгосрочные.
Технология проектной деятельности.
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы проекта.
Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель и требования к ее
формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата. Результаты работы с
информационным проектом. Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование)
деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. Паспорт проекта.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с проектом.
Анализ источников.
Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы,
Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др. Работа с каталогами. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге. Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы
размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки
информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной
информации. Использование электронных ресурсов. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с
ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых
данных.
Оформление паспорта проекта.
Структура паспорта проекта. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Критерии оценивания
реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в
соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа,
изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям. Тезисы. Цель написания тезисов
проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Презентация проекта.
Содержание информации. Объем информации. Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного
бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования и т.д. Составление текста к публичному выступлению. Разработка
темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного
выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации,
влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица,
жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые
правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Методы привлечения внимания аудитории. Риторические
приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.)
Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала
публичного выступления). Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды
ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление.
Результативность проектной деятельности.
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ.
Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его
добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Календарно – тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» 10 класс.
Раздел 1. Особенности проектной деятельности (4 часа).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
1.
Возникновение проектной
деятельности
Что такое «проектная деятельность»? Определение
проектной деятельности. Основоположник Дж. Дьюи.
2.
Цели, задачи, особенности
проектной деятельности
Цели, задачи, особенности проектной деятельности
3.
Классификация проектов
Информационный, исследовательский, практикоориентированный, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей
деятельности, по комплексности и характеру
контактов: монопроекты, межпредметные, минипроекты, краткосрочные, годичные, долгосрочные
проекты; индивидуальные и коллективные проекты.
4.
Развитие технологии проектов в Развитие проектной деятельности в России и за
современной России
рубежом.
Дата по плану
Дата по факту
Раздел 2. Технология проектной деятельности (6 часов).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
5.
Выбор тематики проекта.
Выбор темы проекта. Понятие проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации.
6.
Формулирование проблемного
поля проекта
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие
реального и желаемого. Причины возникновения
проблем.
7.
Определение целей, задач,
гипотезы проекта
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке:
измеримость, конкретность, достижимость,
прозрачность, реалистичность. Понятие результата.
Результаты работы с информационным проектом.
8.
Тренинг по определению
проблем, целей, задач, гипотез
заданных социально –
общественных явлений
Проблема – как противоречие реального и желаемого.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке:
измеримость, конкретность, достижимость,
прозрачность, реалистичность.
9.
Составление плана работы над
Планирование деятельности. Постановка задач,
Дата по плану
Дата по факту
10.
проектом
адекватных цели. Пошаговое представление
(планирование) деятельности. Хронологическая
последовательность действий и расчет времени,
необходимого для их выполнения.
Паспорт проекта
Паспорт
проекта.
Анализ
ресурсов.
Понятие
ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для
работы с проектом.
Раздел 3. Анализ источников (5 часов).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
11.
Классификация источников,
используемых для реализации
проектов
Виды информационных источников. Справочники,
учебники, статьи, монографии, архивные документы,
статистические материалы, Интернет, электронные
издания, радио и телевизионные источники и др.
12.
Работа со статистическими,
иллюстративными материалами
Поиск и отбор информации. Способы первичной
обработки информации. Чтение текста с маркированием.
Работа с терминами и понятиями. Статистические
таблицы и приемы работы с ними. Коллажирование как
способ обработки первичной информации.
13.
Использование
социологических опросов и их
проведение
Социологические опросы. Респонденты. Оформление
результатов по результатам опроса.
14.
Использование электронных
ресурсов
Электронные ресурсы
15.
Оформление ссылок на
источники и списка
использованных источников
Ссылки на источники. Список источников.
Дата по плану
Дата по факту
Дата по плану
Дата по факту
Раздел 4. Оформление паспорта проекта (8 часов).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
16.
Структура паспорта проекта
Структура паспорта проекта. Оглавление, введение,
основная часть, заключение, список источников,
приложение.
17.
Оформление введения к
Актуальность, цели, задачи, гипотеза, проблемное поле,
проекту
обзор источников, методов работы
18.
Основная часть проекта
Логичность и системность изложения,
взаимосвязанность основных вопросов, полнота
раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и
самостоятельность автора, научный язык изложения,
глубина анализа
19.
Заключение к проекту
Соответствие выводов сформулированным задачам,
конкретность и объективность заключений
20.
Оформление приложения
Конкретность, доказательность, дизайн, соответствие
требованиям
21.
Оформление числовых данных.
Представление информации в виде таблиц, схем,
графиков, гистограмм и диаграмм.
22.
Дизайн информации.
Эстетика оформления, соответствие требованиям
23.
Тренинг по определению
ошибок в оформлении паспорта
проекта на основании
предлагаемых образцов
Структура паспорта проекта. Оглавление, введение,
основная часть, заключение, список источников,
приложение.
Раздел 5 . Презентация проекта(8 часов).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
24.
Критерии оценивания проекта
Критериальный подход к оценке продукта проекта.
25.
Подготовка тезисов для
выступления
Содержание информации. Объем информации.
Составление тезисов для публичного выступления.
Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод
Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления.
26.
Использование приложений для
презентации продукта проекта
Представление данных приложений.
Дата по плану
Дата по факту
27.
Формы презентации продукта
проекта
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача
изданного информационного бюллетеня; представление
веб-сайта с результатами исследования и т.д.
28.
Публичная защита проекта
Обязательные части публичного выступления. Нормы
этикета. Вербальные и невербальные формы передачи
информации. Элементы вербальной коммуникации,
влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса,
громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной
коммуникации (выражение лица, жесты, поза,
зрительный контакт, внешность, личное пространство).
Сочетание вербальной и невербальной информации,
некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи
при публичном выступлении.
29.
Методы привлечения внимания
слушателей
Риторические приемы, позволяющие сделать речь более
удобной для восприятия (анафора, период, повтор,
риторический вопрос, сравнение, и др.)
Целесообразность использования риторических
приемов. Мера красоты и доступности в речи
(логическое и эстетическое начала публичного
выступления).
30.
Работа с вопросами аудитории
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды
вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды
ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов.
Связь цели и формы вопроса. Форма вопроса и форма
ответа.
31.
Коррекция результатов
проектной деятельности
Критерии и процедура оценивания. Оценка и
самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и
их анализ.
Раздел 6 . Результативность проектной деятельности (3 часа).
№ занятия
Тема занятия
Элементы содержания
32.
Защита индивидуальных
проектов
Критерии
и процедура оценивания. Оценка и
самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и
их анализ.
33.
Защита индивидуальных
проектов
Критерии и процедура оценивания. Оценка и
самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и
их анализ.
34.
Подведение итогов.
Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть
трудности и избежать неудач. Оценка собственного
продвижения.
Дата по плану
Дата по факту