ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, который должен отражать
формирование у учащихся коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми. Одним из важнейших требований к биологическому
образованию является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Поэтому
отличительной особенностью программы является практический аспект, приоритет развития
экспериментальных умений учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических
работ. На лабораторных занятиях с применением системно-деятельностного подхода
предлагается работа с влажными препаратами, коллекциями раковин моллюсков, насекомых,
микропрепаратами и другое.
Интересной составной частью на зоологическом практикуме: готовить микропрепараты,
моделировать из пластилина «сердца» хордовых животных, которые впоследствии могут
использоваться на уроках как раздаточный материал. С помощью составления ментальных
карт ребятам предлагается оформить анализ данных по сравнительной анатомии животных,
который позволяет устанавливать родственные связи между систематическими группами.
Такой подход подготавливает учащихся к восприятию эволюционных вопросов, которые
являются предметом изучения в старших классах.
Цель курса:
1.
-формирование систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях
2.
-приобретение опыта использования методов биологической науки, наблюдения за
живыми объектами, описание биологических объектов и процессов; проведение
несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых
биологических приборов, и инструментов;
3.
-овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и
др.);
4.
-создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению биологических знаний и выбора биологии как предмета на ступени среднего
полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
Требования к освоению содержания курса
Учащийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, описывать биологические объекты и
процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи;
ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой
природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в
другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Планируемые результаты изучения практической биологии.
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе, животному миру;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-изучение основных процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1.Древние обитатели Земли (3 часа)
Приспособились ли потомки древних обитателей Земли —
бактерии — к жизни на современной планете?
Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?
Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом?
Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных
бактерий?
Тема 2. Грибы и лишайники – кто они? (3 ч)
Что такое гриб
Где живут грибы?
Почему о грибах полезно знать всем
Лишайники — кто они?
Тема 3. Растительный мир Земли (7ч)
Растительный мир в истории нашей планеты
О близких и дальних ≪родственниках≫ в царстве Растения.
Водоросли — низшие растения
Размножение водорослей
Мхи — споровые растения
Папоротники, хвощи, плауны — споровые растения
Голосеменные растения
Покрытосеменные (Цветковые) растения
Тема 4. Системная организация растительного мира. (4ч)
Строение растительной клетки
Клетка — биологическая система
Что такое ткань. Ткани растительного
организма: образовательная, покровная, проводящая
Ткани растительного организма: фотосинтезирующая,
механическая, запасающая
Изучение тканей растения под микроскопом
Тема 5. Покрытосеменные –господствующая группа растений современной планеты
(11ч)
Эволюционные ≪достижения≫ покрытосеменных растений
Разнообразие репродуктивных органов
покрытосеменных растений
Различаются ли репродуктивные органы цветковых
растений, обитающих в разных условиях?
Различаются ли вегетативные органы цветковых
растений, обитающих в разных условиях?.
Корень — вегетативный орган растения .
Клеточное строение корня .
Побег — сложный орган высшего растения .
Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля
Лист — часть побега .
Клеточное строение листа .
Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими
функций . .
Процессы жизнедеятельности единого организма .
Особенности полового размножения покрытосеменных
растений .
Внешнее строение и состав семян
Внутреннее строение семян однодольных и двудольных
растений .
Подведём итоги. Космическая роль растений на Земле .
Тема 6. Классификация отдела Покрытосеменные (4ч)
Близкие и дальние «родственники» в отделе
Покрытосеменные (Цветковые растения)
Признаки классов Однодольные и Двудольные
Разнообразие двудольных растений. Семейство Бобовые
Разнообразие двудольных растений.
Семейство Крестоцветные (Капустные)
Разнообразие двудольных растений.
Семейства Паслёновые, Розоцветные, Сложноцветные
Разнообразие однодольных растений.
Семейства Лилейные, Злаки
Значение однодольных и двудольных растений
в жизни человека
Подведём итоги. Знакомство с многообразием
цветковых растений своей местности (экскурсия
в природу)
Тема 7. Растения, живущие рядом с нами (2ч)
Природные сообщества. Единство живой и неживой
природы .
Выявление приспособлений цветковых растений
к условиям обитания (весенняя экскурсия в природу)
Влияние деятельности человека на окружающую среду
Проектная и исследовательская деятельность
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№
Название темы (разделов)
Тема 1. Древние обитатели Земли
1
Приспособились ли потомки
древних обитателей Земли —
бактерии — к жизни на
современной планете?
Кол-во
часов
Форма
проведения
план
3
1
Дата проведения
лекция
факт
2
Нужны ли нам знания о
невидимых обитателях
планеты?
Можно ли бактерию назвать
клеткой-организмом?
1
3
Можно ли бактерию назвать
клеткой-организмом?
Можно ли уберечь себя и
близких от воздействия опасных
бактерий?
1
Тема 2. Грибы и лишайники – кто
3ч
они?
4
Что такое гриб
1
Лекция
Лабораторная
работа
Где живут грибы?
5
Почему о грибах полезно знать
всем
1
6
Лишайники — кто они?
1
Тема 3. Растительный мир Земли (7ч)
7
Растительный мир в истории
нашей планеты
1
Лекция
8
Водоросли — низшие растения
1
Лекция
9
Размножение водорослей
1
Лабораторная
работа
10 Мхи — споровые растения
1
Лекция
11 Папоротники, хвощи, плауны —
споровые растения
1
Лабораторная
работа
12 Голосеменные растения
1
Лекция
13 Покрытосеменные (Цветковые)
растения
1
Практикум
Тема 4 Системная организация растительного мира (4ч)
14 Строение растительной клетки
Клетка — биологическая
система
1
Практикум
15 Что такое ткань. Ткани
растительного
организма: образовательная,
покровная, проводящая
1
Практикум
16 Ткани растительного организма:
фотосинтезирующая,
1
Практикум
1
Практикум
механическая, запасающая
17 Изучение тканей растения под
микроскопом
Тема 5. Покрытосеменные –господствующая группа растений современной планеты
(11ч)
18 Эволюционные ≪достижения≫
покрытосеменных растений
1
19 Разнообразие репродуктивных
органов
покрытосеменных растений
1
20 Различаются ли
репродуктивные органы
цветковых
растений, обитающих в разных
условиях?
1
21 Различаются ли вегетативные
органы цветковых
растений, обитающих в разных
условиях?.
1
22 Корень — вегетативный орган
растения .
1
23 Клеточное строение корня
1
24 Побег — сложный орган
высшего растения
1
25 Стебель — часть побега.
Клеточное строение стебля
1
26 Лист — часть побега .
Клеточное строение листа .
1
27 Процессы жизнедеятельности
единого организма .
Особенности полового
размножения покрытосеменных
растений .
1
Тест
28 Внешнее строение и состав
семян
Внутреннее строение семян
однодольных и двудольных
растений .
Космическая роль растений на
Земле .
1
Тема 6. Классификация отдела Покрытосеменные (4ч)
29 Близкие и дальние
«родственники» в отделе
Покрытосеменные (Цветковые
растения)
Признаки классов Однодольные
и Двудольные
1
30 Разнообразие двудольных
растений. Семейство Бобовые
Разнообразие двудольных
растений.
Семейство Крестоцветные
(Капустные)
1
31 Семейства Паслёновые,
Розоцветные, Сложноцветные
Разнообразие однодольных
растений.
Семейства Лилейные, Злаки
Значение однодольных и
двудольных растений
в жизни человека
1
32 Знакомство с многообразием
цветковых растений своей
местности (экскурсия
в природу)
1
Лекция
Тема 7. Растения, живущие рядом с нами (2ч)
Природные сообщества.
33 Единство живой и неживой
природы .
Выявление приспособлений
цветковых растений
к условиям обитания
1
Лекция
Влияние деятельности человека
34 на окружающую среду
Проектная и исследовательская
деятельность
1
Практикум
Итого:
34
Ожидаемый результат:
В результате обучения обучающиеся должны:
Запланированные
практико-ориентированные
задания
активизируют
познавательную
деятельность, повышают интерес к учебе, положительно влияют на прочность знаний, что
позволяет создавать не только положительную мотивацию к изучению биологии, но и через
развитие
интереса
к
предмету,
осуществлять
предпрофильную
подготовку
и
профессиональное самоопределение с ориентацией на естественнонаучный профиль.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией
является познавательный интерес и успешность ученика при изучении практического курса.
Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по
закреплению всех изученных тем, по результатам которой оценить в форме «зачтено», «не
зачтено».
Список использованной литературы:
1. Федорова
Культура
М.
З.,
здоровья:
Кучменко B.C.,
учебное
пособие
Воронина
для
ГА. Экология
учащихся 8
человека.
класса.
—
М.:
для
уча-
Вентана-Граф, 2007.
2. Драгомилов
щихся
8
А.
класса
Г.,
Маш
РД. Биология.
общеобразовательных
Человек
учреждений.
:
учебник
—
М.
:
Вентана-
Граф, 2006.
3. Анастасова Л. П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа
жизни подростков на уроках биологии. — М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш РД., Беляев В. И. Биология 9 (8). Человек: практикум
по гигиене. — М.: Аркти, 2002.
5. Выпуски журнала «Популярная механика»