1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности в
муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Абатская
средняя общеобразовательная школа №1 (далее – Положение, школа)
регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок
формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности,
организации краткосрочных мероприятий, в рамках внеурочной деятельности.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующим:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от
22.03.2021 №115 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом
начального
общего
образования,
утвержденным
приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 №286 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от
31.05.2021 №287 (с изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 17.05.2012 №413 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №370;
- Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №371;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом школы.
1.3. Настоящее Положение распространяется на МАОУ Абатская СОШ
№1, филиалы Быструшинская СОШ и Ощепковская СОШ.
2. Условия реализации внеурочной деятельности
2.1.
Внеурочная
следующим направлениям:
деятельность
организуется
по
2
2.1.1. На уровне начального общего образования для обучающихся,
которые осваивают программы по ФГОС НОО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 №286:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- проектно-исследовательская деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- «Учение с увлечением!»;
- «Разговоры о важном».
2.1.2. На уровне основного общего образования для обучающихся,
которые осваивают программы ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 №287:
- внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной
программы;
- внеурочная деятельность по формированию функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой) школьников;
- внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий;
- внеурочная деятельность по развитию личности;
- внеурочная деятельность по организации обеспечения учебной
деятельности.
2.1.3. На уровнях начального, основного и среднего общего образования
для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС СОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №413:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное («Разговоры о важном»);
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
2.2. В организации внеурочной деятельности задействованы все
педагогические работники школы. Координирующую роль осуществляет
директор школы и заместитель образовательной организации.
2.3. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от
урочных, в виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных
мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут
использоваться аудиторные и внеаудиторные формы образовательновоспитательной деятельности.
2.4. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации.
При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе
используются учебные кабинеты, общешкольные помещения.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности
школа использует возможности организаций дополнительного образования,
3
организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает
родительскую общественность.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул на уровне основного общего и среднего общего образования.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
формах туристических походов, экскурсиях, поездках и др.
3. Порядок разработки и утверждения
плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным
организационным механизмом реализации основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. План определяет состав и структуру направлений, формы
организации и объем внеурочной деятельности.
3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:
- от 600 часов до 1320 часов на уровне начального общего образования
за четыре года обучения для обучающихся, которые осваивают программы по
ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286;
- от 800 часов до 1750 часов на уровне основного общего образования за
пять лет обучения;
- от 300 часов до 700 часов на уровне среднего общего образования за
два года обучения.
Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо
от продолжительности учебной недели для нормально развивающихся
обучающихся не может превышать 10 часов. Объем недельной нагрузки для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен составлять
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны отводиться на обязательные занятия коррекционной направленности
с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей.
3.3. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
3.3.1. На уровне ООО:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой) обучающихся (метапредметный кружок);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных
практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса,
занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и
социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики
региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам; детских, подростковых и
юношеских общественных объединений;
6) внеурочную деятельность, направленную на организацию
педагогической поддержки обучающихся (педагог-психолог);
7) 1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
8) 1 час в неделю для обучающихся 6-9 классов отводится на внеурочное
занятие «Россия - мои горизонты».
3.3.2. На уровне СОО:
- план организации деятельности школьного ученического
самоуправления, детских общественных организаций, в том числе в рамках
«Движение Первых», волонтерских отрядов, спортивного клуба;
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору
обучающихся (предметные кружки, курсы, школьные олимпиады по
предметам программы среднего общего образования);
- 1 час на курс «Разговоры о важном»;
- 1 час на курс «Россия – мои горизонты» в рамках реализации
профминимума.
План внеурочной деятельности на уровне СОО должен включать две
части:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп
старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
5
организаций, в том числе и в рамках Всероссийского сообщества детей и
молодёжи «Движение Первых»;
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору
обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего
образования).
План внеурочной деятельности на уровне СОО модифицируется в
соответствии с профилями обучения: естественно-научным, гуманитарным,
социально-экономическим, технологическим, универсальным. При этом план
должен содержать инвариантный и вариативный компоненты.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне
зависимости от профиля) предполагает организацию жизни ученических
сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и
свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям в
соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего
образования.
3.4. План должен включать состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом
интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей
образовательную деятельность. План составляется в форме таблицы.
3.5. План составляет заместитель образовательной организации
отдельно для каждого уровня общего образования. План формируется на
нормативный срок освоения основной образовательной программы.
При формировании плана обязательно учитываются:
- возможности школы и запланированные результаты основной
образовательной программы;
- индивидуальные особенности, образовательные потребности и
интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей);
- предложения педагогических работников и содержание планов
классных
руководителей,
перечень
образовательных
событий,
рекомендованных Минпросвещения.
3.6. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом
школы и утверждению в составе основных образовательных программ общего
образования.
3.7. Изменения в план вносятся с целью корректировки
запланированных объемов нагрузки и приведения его в соответствие с
действующим законодательством.
План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для
этого во втором полугодии текущего года изучаются запросы участников
6
образовательных отношений. Педагогические работники анализируют
потребности обучающихся с помощью диагностики познавательной
активности, классные руководители проводят родительские собрания. Для
обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной
деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих
первоклассников на установочном родительском собрании.
3.8. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.6
настоящего Положения.
4. Порядок формирования и утверждения
рабочих программ курсов внеурочной деятельности
4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее –
программы курса) разрабатывает каждый педагогический работник
самостоятельно в соответствии с уровнем своей квалификации и авторским
видением курса. При необходимости к разработке приказом директора школы
привлекается методист и заместитель образовательной организации и иные
педагогические работники.
4.2. Структура программы курса должна содержать:
4.2.1. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС НОО,
утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286, и ФГОС
ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №287:
- содержание курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности,
и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов, используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании).
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны
содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с
учетом рабочей программы воспитания.
4.2.2. Для обучающихся, которые осваивают программы по ФГОС СОО,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности;
7
- тематическое планирование.
4.3. Программы курсов разрабатываются на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы общего
образования и с учетом программ, включенных в ее структуру, а также
индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов при формировании программы курса учитываются особенности их
психофизического развития и требования ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Программа курса может быть разработана на основе примерных и
авторских программ либо полностью самостоятельно составляется
педагогическим работником.
4.4. Срок действия и объем нагрузки прописываются в программе с
учетом содержания плана внеурочной деятельности.
4.5. Разработанный проект программы курса представляется на проверку
и предварительное согласование заместителю образовательной организации.
Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с
ОВЗ и детей-инвалидов, дополнительно представляется на согласование
психолого-медико-педагогической комиссии.
4.6. После предварительного согласования проект программы курса
подлежит согласованию и утверждению в составе основных образовательных
программ общего образования.
4.7. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический
работник, осуществляющий реализацию этой программы. Контроль
выполнения программы курса осуществляет заместитель образовательной
организации.
5. Порядок организации разовых
и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности
5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют
педагогические работники, назначенные приказом директора школы.
5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается
ответственным педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия
в соответствии с содержанием плана внеурочной деятельности.
5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия
внеурочной деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия
внеурочной деятельности педагогический работник прописывает в
соответствии с запланированными результатами основных образовательных
программ общего образования.
5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель
образовательной организации.
8
6. Порядок участия во внеурочной деятельности
6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для
всех обучающихся начального, основного и среднего общего образования.
6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной
деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного
класса, параллели классов, так и обучающихся разных возрастов, но в
пределах одного уровня образования. При наличии необходимых ресурсов
возможно деление одного класса на группы.
Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной
деятельности осуществляется приказом директора школы ежегодно до начала
учебного года. Наполняемость группы устанавливается содержанием
программы курса. Формирование групп для разовых и кратковременных
мероприятий осуществляется на основании плана мероприятия.
6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в
начале учебного года заместителем образовательной организации по
представлению педагогических работников с учетом установления наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание
утверждается приказом директора школы. Перенос занятий или изменение
расписания производится только по согласованию с администрацией школы и
оформляется документально.
6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью
осуществляется педагогическими работниками в электронном журнале на
платформе «Моя школа» https://myschool.72to.ru/72/.
7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной
деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать
деятельность обучающихся с использованием:
- дистанционных образовательных технологий;
- электронного обучения;
- образовательных и развивающих материалов на печатной основе
(сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы
международных исследований качества образования, демонстрационные
варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные
издания).
7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе
организовывать в дистанционном режиме:
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- деятельность школьных научных обществ;
9
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин,
спектаклей, концертов;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
- общение со специалистами в сфере профессионального
самоопределения и карьерного консультирования, представителями
работодателей, сотрудниками научных организаций;
- просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных
достижениях науки и технологий;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические
разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
- мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки,
тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые
в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с
применением дистанционных образовательных технологий
школа
самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного
взаимодействия
педагогических
работников
с
обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий.
7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий школа:
- своевременно доводит до сведения родителей (законных
представителей) обучающихся информацию о правилах участия во
внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных
дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых
технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и
ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и
достижений для учета в портфолио;
- ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по
программам курсов внеурочной деятельности;
- обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций
по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
организует
деятельность
руководителей
проектных
и
исследовательских работ обучающихся;
- оперативно информирует родителей (законных представителей) об
изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям,
проводимым в режиме реального времени;
- при использовании изданий на печатной основе обеспечивает
своевременное
информирование
обучающихся
о
рекомендуемых
образовательных материалах и заданиях.
10
8. Прием на обучение обучающихся
8.1. К освоению курсов внеурочной деятельности допускаются
обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до 18 лет.
8.2. Прием обучающихся осуществляется на основании заявлений
родителей (законных представителей) обучающихся или/и личных заявлений
обучающихся (достигших возраста 14 лет)
8.3. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом
директора школы.
11