РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. СПЕЦИАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. 6А КЛАСС. 2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021
№287 с изменениями от 22.01.2024);
2.Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023
г. № 18, с изменениями от 29. 05.2024;
3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2024 – 2025 учебный год.
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную
программу:
 предметный курс
позволяет планомерно вести дополнительную
деятельность по предмету;
 позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал,
вызывающий трудности, что способствует более успешному
выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
 различные формы проведения предметного курса, способствуют
повышению интереса к предмету;
 рассмотрение более сложных заданий способствует развитию
логического мышления обучающихся;
 создаются условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы
только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не
только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и
кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В
классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того,
что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи
«потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно
поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном
курсе, помогают решить задачи:
 Привитие интереса к математическим знаниям;
 Развитие математического кругозора;
 Привитие навыков самостоятельной работы;
 Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
 Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики
в основной школе является освоение учащимися системы математических
знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни
и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и

продолжения образования на третьей ступени обучения или в
среднеспециальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,
обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи,
задачи на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в
т.ч. функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет
ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
 Арифметические действия с дробями;
 Нахождение части числа и числа по его части;
 Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
 Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
 Модуль числа;
 Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных
чисел;
 Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами;
 Несложные логические задачи;
 Задачи на проценты, задачи практического содержания;
 Геометрические представления при решении практических задач;
 Геометрические построения;
 Задачи на логическое мышление, умение проводить математические
рассуждения;
 Решение задач (на формирование функциональной математической
грамотности
школьников):Задача
«Ковровая
дорожка»,
Задача
«Подготовка к проектуЗадача «Игра на льду», Задача «Игры в
сети»Задача
«Футбольное
поле»,
Задача
«День
апельсина»,
Диагностическая работа 2022 (1 вариант), Диагностическая работа 2022 (2
вариант),
Задача
«Встреча
весны»,
Задача
«Выставка
натюрмортов»Задача «Занятия Алины», Задача «Квадрат»Задача «Ковер в
детскую комнату», Задача «Круиз по Лене»Задача «Поделки из
пластиковой бутылки», Задача «Покупки по акции»Задачи «Посадка
огурцов», «Садовая дорожка», Задачи «Сообщения», «Флешки», Задачи
«Экскурсия в музей», «Электробус», Электросамокаты».
 Решение заданий, вариантов ВПР.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
5












ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные
и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в
фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
6
















самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического
объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать
процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
7

 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить
ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4)Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7)Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами.
9)Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10)Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
11) Применять геометрические представления при решении практических
задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.
13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной
математической грамотности школьников).

8

III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
№
п/п
1.

Темаурока
Арифметические действия с дробями

КолЭлектронные
во
учебночасо
методические
в
материалы
1
Библиотека ЦОК

9Задачи «Ковровая дорожка», «Подготовка
к проекту»

1

3.

Нахождение части числа и числа по его
части

1

4.

Задачи «Игра на льду», «Игры в сети»

1

5.

Оценивание размеров реальных объектов
окружающего мира
Задачи «Футбольное поле», «День
апельсина»
Извлечение информации, представленной
в таблицах, на диаграммах
Решение задач функциональной
математической грамотности
Модуль числа. Решение задач
функциональной математической
грамотности
Решение задач функциональной
математической грамотности
Сравнение обыкновенных дробей,
десятичных дробей и смешанных чисел
Задачи «Встреча весны», «Выставка
натюрмортов»
Нахождение значения арифметического
выражения с обыкновенными дробями и
смешанными числами
Задачи «Занятия Алины», «Квадрат»
Арифметические действия с
положительными и отрицательными
числами
Задачи «Ковер в детскую комнату»,
«Круиз по Лене»
Несложные логические задачи
Задача «Поделки из пластиковой
бутылки», «Покупки по акции»

1

2.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.

16.
17.
18.

1

Дата
План

Факт

https://m.edsoo.ru/7
f414736

Банк
заданий
Института
стратегии
развития
образования:
http://skiv.instrao.
ru/bankzadaniy/matemati
cheskayagramotnost/

1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1

9

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
2629
3034

Задачи на проценты, задачи практического
содержания
Задачи «Посадка огурцов», «Садовая
дорожка»
Геометрические представления при
решении практических задач
Задачи «Сообщения», «Флешки»
Геометрические построения

1

Задачи «Экскурсия в музей»,
«Электробус», Электросамокаты»
Задачи на логическое мышление, умение
проводить математические рассуждения
Решение вариантов ВПР

1

Решение задач функциональной
математической грамотности

5

ИТОГО

34

1
1
1
1

1
4

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».