Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Естественно-научная грамотность» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования. Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 8 класс. Объем программы – 34 часf (1 час в неделю) Личностные результаты освоения основной образовательной программы: Ученик научится: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Ученик получит возможность научиться: готовность и способность к саморазвитию, самоопределению; способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы. формировании у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности; формировании мотивации и осознании важности изучения истории и обществознания; стремлении продолжать изучение истории и обществознания и понимание того, какие возможности дает знание данных предметов в плане дальнейшего образования, будущей профессии. Метапредметные результаты регулятивные УДД Ученик научится : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в познавательные УУД: Ученик научится : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в коммуникативные УУД: Ученик научится : адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для решения различных том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений Ученик получит об объекте, его строении, возможность научиться: свойствах. в сотрудничестве с Ученик получит учителем ставить новые возможность научиться: учебные задачи; осуществлять проявлять поиск познавательную инициативу в расширенный информации с использованием учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно ресурсов библиотек и сети оценивать правильность Интернет; записывать, выполнения действия и вносить необходимые фиксировать информацию об коррективы в исполнение как окружающем мире с помощью по ходу его реализации, так и в инструментов ИКТ; осознанно и конце действия произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логичное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Выпускник научится : освоению знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности; пониманию личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения; пониманию необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность; пониманию необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; пониманию необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; освоению юумений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков; пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма; освоению умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; освоению умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; освоению умений оказывать первую помощь пострадавшим; освоению умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; освоению умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; освоению умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. Выпускник получит возможность: воспитать у себя чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развить у себя качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; сформировать у себя основы современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. - получения знаний через практическую деятельность ; - формирования умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты; -представлять и научно аргументировать полученные выводы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА № раздела 1 2 3 4 5. 6. 7. 8. Раздел 8 класс История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты Экология растений, животных, грибов и бактерий Взаимосвязи живых организмов в экосистемах Психоэмоциональное восприятие природы Основы экологической этики и психологии Окружающая среда и здоровье человека Влияние факторов среды на системы органов Репродуктивное здоровье 12 11 1 2 1 2 12 2 34 ч Календарно-тематическое планирование. № урока Раздел, тема урока Дата по плану История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты ( 2 ч) 1 2 Изменение разнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений и животных Из истории развития взаимоотношений человека с природой Экология растений, животных, грибов и бактерий (11 ч) 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений Значение комнатных растений для человека Разнообразие комнатных растений Как помочь птицам зимой? Деловая игра «Экологическая лаборатория» О кошках Мы в ответе за тех, кого приручили Лекарственные растения и правила их сбора Изучение ярусности леса Разнообразие формы листовой пластинки деревьев и кустарников. Изучение листьев растений Синантропные виды животных и растений Взаимосвязи живых организмов в экосистемах ( 1ч) 14 Экологическое равновесие. Основные экологические законы Психоэмоциональное восприятие природы ( 2 ч) 15 16 18 19 Образное восприятие природы. Животные и растения в мифах, легендах и сказках Растения и животные на государственной символике Окружающая среда и здоровье человека (2ч) Что изучает экология человека .Здоровье и образ жизни. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды Влияние факторов среды на системы органов (12 ч) фактически 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) Воздействие двигательной активности на организм человека Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы Л.Р.№1 «Определение стрессоустойчивости по реакции пульса в условиях психоэмоционального напряжения» Правильное дыхание Л.Р.№2 « Влияние холода на частоту дыхательных движений» Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний . Рациональное питание и культура здоровья. Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание Условия нормального функционирования зрительного анализатора Стресс как негативный биосоциальный фактор Л.Р.№3 «Оценка температурного режима учебных помещений» Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности Л.Р.№ 4 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности» Биоритмы и причины их нарушений Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции Основы экологической этики и психологии (1ч) 32 Я жизнь, которая хочет жить... Жить в гуще других жизней, которые хотят жить. Репродуктивное здоровье (2 ч) 33 Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов Гендерные роли. Гендерные роли. 34 Ожидаемый результат: В результате обучения школьники должны: - расширить знания об основных биологических процессах; - овладеть терминологией по данным темам; - научиться отличать, сравнивать биологические процессы; -уметь готовить доклады по теоретическому материалу. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных тем, по результатам которой оценить в форме «зачтено», « не зачтено». Литература Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. – М.: Мир,1990. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 класса. - М.: «Дрофа». Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: «Дрофа». Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 класса. – М.: «Дрофа». Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993.