Рабочая программа по комплексному анализу текста 10-11 классы на 2025-2026 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Комплексный анализ текста» на уровне среднего
общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ
от
17.05.2012 №413 « Об утверждении ФГОС СОО» с изм. от 27.12.2023), Основной
образовательной программы среднего общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1,
протокол педагогического совета , Приказа Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников", Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Русский язык».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и
духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине,
ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и
культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности
понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в
школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными
дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук.
Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения
других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда
на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и
речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности
свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне
среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и
уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура
речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению
обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в
русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации,
для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
 совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование
коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и
самооценке на основе наблюдений за речью;
 развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
 обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
 обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных
слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в
русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Комплексный анализ текста» в 10–11 классах среднего общего
образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе – 34 часа (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать

все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Курс «Комплексный анализ текста» имеет практическую направленность и
предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы языка как текст
посредством комплексной работы с текстами различных стилей и типов речи, что
существенно дополняет и обогащает знания и умения обучающихся, полученные в
результате освоения ими в 10-11 классах курса русского языка и литературы. Работа с
текстом развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических,
стилистических и речевых ошибок, прививает интерес к работе с языковым материалом,
способствует
формированию
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций, а также успешному прохождению
государственной итоговой аттестации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса. В результате
изучения курса обучающийся научится:
 определять основные сведения по текстологии, стилистике русского языка и
основным разделам лингвистики;
 распознавать признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
 определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
 анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
 соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые
и речевые нормы современного русского литературного языка;
 применять орфографические и пунктуационные правила правописания.
В результате изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
 определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи;
различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному
стилю и типу;
 определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи
смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

 находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
 оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка
(орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических);
 формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным
проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами
современного русского языка;
 пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и
создании собственного текста;
 руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании
собственного текста.
3. Содержание рабочей программы учебного курса КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА
Язык и речь
Богатство и выразительность русского языка.
Текст как речевое произведение
Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.
Основные средства связи предложений в тексте
Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях,
закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние
структуры предложение на тип речи.
Функциональные стили
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки,
реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Средства художественной изобразительности
Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и
использованием их в произведениях художественной литературы.
Звуковые изобразительные возможности русского языка
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над
использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных
конструкций.
Лексические средства выразительности русского языка
Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения
словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование.
Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение,
олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного
употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее
использование в речи, в произведениях художественной литературы.
Словообразование и его изобразительные ресурсы
Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.
Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений
Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие
моменты духовной жизни героев произведения.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История
произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их
художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ.
Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях
устного народного творчества.
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.Орфография как
средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл
высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в
произведениях художественной литературы.
Синтаксические изобразительные возможности языка
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.
Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных,
восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в
художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное
средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение
как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование
как поэтического тропа. Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм
сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма
организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ
ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ
МАТЕРИАЛАМИ
№

1
2
3
4
5
6
7

Тема урока /раздел

Текст и его признаки
Текст и его признаки
Способы выражения темы.
Микротема
Структура текста: способы и
средства связи предложений в
тексте
Текст как смысловое и
структурное единство
Смысловые части текста. План
Типы речи (текстов):
повествование, описание,

10 КЛАСС
Количе
Электронные
ство
учебночасов,
методические
отводим
материалы
ых на
освоение
темы/раз
дела
1
1
1
1
1
1
1

план

Дата
факт

8

9
10
11

рассуждение
Типы речи (текстов):
повествование, описание,
рассуждение
Типы речи (текстов):
повествование, описание,
рассуждение
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1

1
1
1
1

Стили речи
Художественный стиль
Научный стиль речи
Публицистический стиль. Его
особенности
Публицистический стиль. Его
особенности
Официально-деловой стиль
речи
Официально-деловой стиль
речи
Фонетика. Фонетический
разбор
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Лексика (синонимы антонимы,
омонимы, паронимы).
Многозначность слов.
Тестирование
Лексика (синонимы антонимы,
омонимы, паронимы).
Многозначность слов.
Тестирование.
Работа с текстом. Анализ текста
Разбор слова по составу.
Словообразовательный анализ
Орфография и пунктуация
Орфография и пунктуация
Морфология. Морфологический
разбор разных частей речи
Морфология. Морфологический
разбор разных частей речи
Работа с текстом. Анализ
текстов
Промежуточная аттестация.
Защита проекта
Работа с текстом. Анализ
текстов
Работа с текстом. Анализ
текстов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad004

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baae0ee

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad34c

34

Повторение и обобщение по
всему курсу

1

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ
ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ
МАТЕРИАЛАМИ
№

1
2
3
4
5

6

7

8
9

10

11
12

Тема урока /раздел

Язык и речь
Понятие о тексте как речевом
произведении и его основные
признаки
Понятия об основных средствах
связи предложений в тексте
Влияние структуры
предложения на тип речи
Многообразие средств
художественной
изобразительности
Использование средств
художественной
изобразительности в
произведениях художественной
литературы
Использование средств
художественной
изобразительности в
произведениях художественной
литературы
Понятие о звуковых
изобразительных возможностях
русского языка
Организующая роль словесного
ударения в стихотворной речи
Наблюдение над
использованием в текстах
художественных произведений
основных типов
интонационных конструкций
Лексические средства
выразительности
Лексика ограниченного

11 КЛАСС
Количе
Электронные
ство
учебночасов,
методические
отводим
материалы
ых на
освоение
темы/раз
дела
1
1
1
1
1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad004

1

1

1
1

Библиотека ЦОК

план

Дата
факт

употребления

13
14
15
16

17
18

19

20

21

22

23

24

25

26
27
28
29

Использование в речи, в
произведениях художественной
литературы
Морфема как значимая часть
слова
Синонимия и многозначность
морфем
Словообразовательная модель
как источник пополнения
словарного состава языка
Использование различных
словообразовательных средств
в тексте. Тест
Роль пейзажа в художественном
произведении
Раскрытие с помощью пейзажа
сложнейших моментов
духовной жизни героев
произведения
Морфологические свойства
русской речи и их
изобразительные возможности
История произношения имен
собственных. Фамилии
литературных героев как
средство их художественной
характеристики
Грамматический род и пол
живых существ.
Олицетворение. Краткие и
усеченные прилагательные в
поэтической речи
Происхождение письма.
Изобразительные ресурсы
современной графики.
Пунктуация и смысл
высказывания
Орфография как средство
точной передачи на письме
смысловой стороны речи
Стилистические возможности
средств графики, орфографии и
пунктуации в произведениях
художественной литературы
Синтаксическая синонимия.
Разные по интонации
предложения
Односоставные и осложненные
предложения
Инверсия как изобразительное
средство
Употребление сложных

https://m.edsoo.ru/f
baae0ee
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baad34c

30

31
32
33
34

предложений
Структурный параллелизм
сложных предложений как
средство выразительности
Период как особая форма
организации сложных
предложений, как поэтическая
фигура художественной речи
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».