Рабочая программа предметного курса Специальная математика. 5а класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021
№287 с изменениями от 22.01.2024);
2. Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023
г. № 18, с изм. от 23.05.2025;
3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2025 – 2026 учебный год.
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную
программу:
 предметный курс
позволяет планомерно вести дополнительную
деятельность по предмету;
 позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал,
вызывающий трудности, что способствует более успешному
выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
 различные формы проведения предметного курса, способствуют
повышению интереса к предмету;
 рассмотрение более сложных заданий способствует развитию
логического мышления обучающихся;
 создаются условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы
только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не
только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и
кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В
классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того,
что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи
«потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно
поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном
курсе, помогают решить задачи:
 Привитие интереса к математическим знаниям;
 Развитие математического кругозора;
 Привитие навыков самостоятельной работы;
 Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
 Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики
в основной школе является освоение учащимися системы математических
знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни
и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и
2

продолжения образования на третьей ступени обучения или в средне
специальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,
обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи,
задачи на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в
т.ч. функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет
ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
 Арифметические операции с целыми числами. Порядок действий;
 Извлечение, анализ, оценка
и преобразование информации,
представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм;
 Периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, оставленных из
прямоугольников, в том числе фигур, изображенных на клетчатой бумаге;
 Соотнесение точки на координатной прямой с соответствующим ей
числом и изображение натуральных чисел точками на координатной
прямой;
 Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины:
скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость;
 Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами;
 Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами;
 Нахождение части числа и числа по его части;
 Вычисление объема куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
 Решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью
организованного конечного перебора всех возможных вариантов;
 Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб;
 Решение задач функциональной математической грамотности;
 Решение задач разных типов;
 Решение вариантов ВПР.
С учетом рабочей программы воспитания предусмотрено:

установление
доверительных
отношений
с
обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся;

демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор
соответствующих задач для решения.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
5

ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о
взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
6

объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
нформацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
2.1.2 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
2.1.3 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
7

составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов;
2.1.4 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; распознавать невербальные
средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения.
2.2 Совместная деятельность
2.2.1 Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
8

новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение;
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать
способ выражения эмоций.
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность
контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 Числа и вычисления
1.1 Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными
числами, обыкновенными и десятичными дробями;
1.2 Сравнивать и упорядочивать натуральные числа; сравнивать в
простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби;
1.3 Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с
соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на
координатной (числовой) прямой;
1.4 Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с
обыкновенными дробями в простейших случаях;
1.5 Выполнять проверку, прикидку результата вычислений;
1.6 Округлять натуральные числа.
2 Решение текстовых задач
9

2.1 Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью
организованного конечного перебора всех возможных вариантов;
2.2 Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины:
скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость;
2.3 Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении
задач;
2.4 Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
2.5 Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в
таблице, на столбчатой диаграмме; интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач.
3 Наглядная геометрия
3.1 Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч,
угол, многоугольник, окружность, круг;
3.2 Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных геометрических фигур;
3.3 Использовать терминологию, связанную: с углами – вершина, сторона;
многоугольниками – угол, вершина, сторона, диагональ; окружностью –
радиус, диаметр, центр;
3.4 Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и
клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки;
3.5 Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью
линейки, строить отрезки заданной длины, строить окружность заданного
радиуса;
3.6 Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их
построения, вычисления площади и периметра
3.7 Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур,
составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображенных на
клетчатой бумаге;
3.8 Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины,
площади; выражать одни единицы величины через другие;
3.9 Распознавать параллелепипед, куб; использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, измерения; находить измерения параллелепипеда,
куба;
3.10 Вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
пользоваться единицами измерения объема;
3.11 Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях.

10

III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ
ТЕМЫ,
И
ВОЗМОЖНОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ
ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
№п/
п
1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.

10.

Тема урока
Арифметические операции с целыми
числами. Порядок действий
Извлечение, анализ, оценка
и
преобразование
информации,
представленной в виде таблиц,
столбчатых диаграмм. Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Периметр и площадь квадрата,
прямоугольника, фигур, оставленных
из прямоугольников, в том числе
фигур, изображенных на клетчатой
бумаге
Соотнесение точки на координатной
прямой с соответствующим ей
числом и изображение натуральных
чисел точками на координатной
прямой
Решение задач функциональной
математической грамотности
Решение
задач,
содержащих
зависимости,
связывающие
величины:
скорость,
время,
расстояние,
цена,
количество,
стоимость
Обыкновенные
дроби.
Арифметические
операции
с
дробными числами
Десятичные дроби. Арифметические
операции с дробными числами
Нахождение части числа и числа по
его
части.
Решение
задач
функциональной
математической
грамотности
Вычисление
объема
куба,

Количество часов,
отводимых
на освоение
темы

2
2

Электронные
учебнометодические
материалы

Дата
проведения
План

Факт

Библиотека ЦОК 02.09
https://m.edsoo.ru 09.09
16.09
/7f4131ce
23.09

2

2

Банк
заданий
Института
стратегии
развития
образования:
https://web.archiv
e.org/web/202312
09080439/http://s
kiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matemati
cheskayagramotnost/

30.09
07.10

14.10
21.10

2

11.11
18.11

2

25.11
02.12

2

09.12
16.12

2

23.12
28.12

2

13.01
20.01

2

27.01

11

14.

параллелепипеда
по
заданным
измерениям
Решение
текстовых
задач
арифметическим способом и с
помощью
организованного
конечного перебора всех возможных
вариантов
Решение заданий на прямоугольный
параллелепипед, куб
Решение задач функциональной
математической грамотности
Решение вариантов ВПР

15.

Решение задач разных типов

4

ИТОГО

34

11.

12.
13.

03.02

2

10.02
17.02

2

24.02
03.03

2

10.03
17.03

4

24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».