1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №286 с измен. от 22.01.2024)
2.Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от
30.08.2023 г. № 18, с изм. от 23.05.2025
3.Приказа Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с
ними учебных пособий"
4.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2025 – 2026 учебный
год.
5.Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Смысловое
чтение»
Направленность программы
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к
процессу чтения и потребности читать произведения разных видов
литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с
различной информацией);
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
(формирование умений работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об
окружающем мире);
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной
в художественной литературе (формирование умений понимать
художественное произведение как особый вид искусства, определять
его
художественную
ценность
и
анализировать
средства
выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами
искусства,
находить
сходства
и
различия
используемых
художественных
средств, создавать свои собственные художественные произведения на
основе прочитанных);
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса
младшего школьника; понимание духовной сущности произведений
(освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия
с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных
и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения курса.
В основу реализации программы положены ценностные
ориентиры и воспитательные результаты.
3.
Ценностные
ориентации
организации
деятельности предполагают уровневую оценку в достижении
планируемых результатов.
4.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
2.
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы курса, воспитательного результата
положена методика Беденко М. В.
6.
При планировании содержания занятий прописаны типы и виды
чтения.
5.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и
самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое,
изучающее и вдумчивое.
Сроки реализации учебного курса: Программа рассчитана на 1 год.
Количество часов в неделю – 1 ч. За год: в 3 классе – 34 часа.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие
содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение
(культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения,
чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру
общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и
выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации,
темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения
вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с
использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел,
передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе
осмысления художественного произведения): текста-повествования, текстаописания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений
(рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств
языка художественного произведения, научно-популярного текста;
воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;
выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка
младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора
содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает
формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса
ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для
восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших
школьников.
Раздел «Литературоведческая
пропедевтика» содержит круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах
литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе
литературных произведений)» является ведущим элементом содержания
начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности
воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется
созданию различных форм интерпретации текста.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Планируемые результаты:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию
из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.
д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания
окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и
мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4) Осознавать значение литературного чтения в формировании
собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование
умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным
понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать существование различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ
МАТЕРИАЛАМИ
№
п/
п
1
2
3
4
5
Количество часов
Тема урока
Дорогие чашки.
Молочное
стекло.
Соликамск,
Солигорск и
Зальцбург.
Как едят в
космосе.
Подземные
лечебницы.
Крылатые
металлы.
Дорогой
алюминий.
Коломенская
верста.
Новгород.
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изуче
ния
(уч.нед
ели)
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f29f4
fda
Библиотека ЦОК
1
2
1
3
1
4
https://m.edsoo.ru/f29f5
142
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
7f96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
80a4
Библиотека ЦОК
1
5
https://m.edsoo.ru/8bc4
aa16
6
7
8
9
Новгород город старинный.
Города побратимы.
Планета вода.
Галька.
Самолет
хвостом вперед.
Первый
автомобильный
номер.
Кого не любят
разные народы.
Древний
компас.
10
Белые ночи.
Байкал.
11
Базальт и пемза.
Алмаз и графит.
12
413
14
15
16
Тепло из-под
земли. Долина
Гейзеров на
Камчатке.
Самый мягкий
трон. Ядовитый
водопад.
Первый
мультик.
Лечение
весельем.
Гиппопотамводяная лошадь.
Охота с
гепардами.
Два времени
года. Тундра.
Два времени
года. Сезон
дождей.
Библиотека ЦОК
1
6
1
7
https://m.edsoo.ru/8bc4
b27c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
b420
Библиотека ЦОК
1
8
https://m.edsoo.ru/8bc4
b10a
Библиотека ЦОК
1
9
1
10
https://m.edsoo.ru/8bc4
af70
Библиотека ЦОК
1
11
https://m.edsoo.ru/8bc4
861c
Библиотека ЦОК
1
12
https://m.edsoo.ru/8bc4
ae44
Библиотека ЦОК
1
13
https://m.edsoo.ru/8bc4
8ab8
Библиотека ЦОК
1
14
https://m.edsoo.ru/8bc4
b10a
Библиотека ЦОК
1
15
https://m.edsoo.ru/8bc4
83ec
Библиотека ЦОК
1
16
https://m.edsoo.ru/8bc4
875c
https://m.edsoo.ru/8bc4
a610
17
18
19
20
Бетон искусственный
камень? Приливы
и рыбалка.
Одно время
года.
Антарктида.
Австралийцылюди вверх
ногами. Поезда
без моторов.
Пальма и елка.
Почему еловые
ветки лапами
называются?
Библиотека ЦОК
1
17
Библиотека ЦОК
1
1
18
22
23
24
25
26
Солнечная
энергия. Зачем
змеи греются
на солнце?
Спящие
вулканы.
Почему растут
сосульки?
Самые высокие
горы на Земле.
Зачем рога
горным козлам?
Почему кактусы
толстые?
Маленькие
строители.
Все цвета
радуги. Как
разгоняют
облака?
https://m.edsoo.ru/8bc4
a7dc
Библиотека ЦОК
1
19
https://m.edsoo.ru/8bc4
89a0
Библиотека ЦОК
1
20
1
21
https://m.edsoo.ru/8bc4
9cc4
Библиотека ЦОК
Торнадо. Ветер.
21
https://m.edsoo.ru/8bc4
8892
https://m.edsoo.ru/8bc4
a4f8
https://m.edsoo.ru/8bc4
b542
Библиотека ЦОК
1
22
https://m.edsoo.ru/8bc4
bd94
Библиотека ЦОК
1
23
1
24
1
25
1
26
https://m.edsoo.ru/8bc4
dc98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
e0f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
e24c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4
d8a6
27
28
Одно время
года. Дождевые
леса.
Почему береза
цветет ранней
весной?
Подсолнух на
картинах.
29
Акваланг.
Осьминоги.
Огонь. Вода и
газ.
30
Зачем у кошки
глаза светятся?
Пазлы.
Библиотека ЦОК
1
27
https://m.edsoo.ru/8bc4
d8a6
Библиотека ЦОК
1
28
https://m.edsoo.ru/8bc4
d676
Библиотека ЦОК
1
29
https://m.edsoo.ru/8bc4
d784
Библиотека ЦОК
1
30
https://m.edsoo.ru/8bc4
d43c
Библиотека ЦОК
Футбол и регби.
31
1
31
1
32
Библиотека ЦОК
Кайра.
32
33
Придумать
самолет.
1
33
https://m.edsoo.ru/8bc4
c1d6
Библиотека ЦОК
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/f29f5
142
Библиотека ЦОК
Язык змеи.
34
https://m.edsoo.ru/8bc4
d554
34 ч.
34
https://m.edsoo.ru/8bc4
c2e4